allerleiten (allerleiten) wrote,
allerleiten
allerleiten

Category:

Советская реалистическая живопись - 2



Картины о мирном труде


А. Дейнека. Стахановцы. 1937. Советская живопись


Г. Лукомский. Заседание заводского парткома. 1937


А. Дейнека. На просторах подмосковных строек. 1949


А. Белых. Мостостроители. 1985


Ю. Белов. Рабочий-новатор. 1954


П. Рыбин. На молочной ферме. 1959


Г. Сатель. На строительстве гостиницы "Украина". 1950
Ю. Пименов. Даешь тяжелую индустрию. 1927


А. Дейнека. Текстильщицы. 1927 ~ Б. Иогансон. Рабфак идет. 1928


Я. Крыжевский. Новый день. 1976 ~ А. Дейнека. Тракторист. 1956


М. Бри-Бейн. Женщины-радистки. 1933 ~ О. Верейский. Три сестры


Е. Самсонов. На новые земли. 1954


С. Каманин. Строительство буксирных судов. 1953


Е. Данилевский. Проба стали. 1952


И. Симонов. Литейщики. 1959 ~ Е. Харитоненко. Электросварщица. 1959


А. Дейнека. Кто кого. 1932


В. Купцов. АНТ-20 ("Максим Горький"). 1934


Б. Яковлев. Транспорт налаживается. 1923


Г. Ряжский. Рудник. Урал. 1925


В. Малагис. Сталевары. 1950


И. Бевзенко. Молодые сталевары. 1961


Н. Базылев. Экскурсия на завод. 1956


Г. Бжозовский. В сталеплавильном цехе. 1964


Я. Ромас. На плотах. 1949


М. Мальцев. На вахте. 1953


В. Цветков. Птицеферма. 1971


М. Мальцев. Крановщик. 1953 ~ З. Попова. Хороший улов. 1970
С. Бальзамов. Передовая работница. 1951


Н. Базылев. Завод им. Орджоникидзе. 1972


А. Петров. "Мосфильм". 1978


А. Петров. Москва. Казанский вокзал. 1981


В. Фирсов. Колонна. 1984

Жанровые картины. Дети


Ф. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 ~ Ф. Решетников. Опять двойка. 1951


Т. Яблонская. Утро ~ Ю. Ракша. Маленькие купальщики. 1979


Н. Жуков. Растем и хорошеем. 1953 ~ А. Лактионов. В гостях у внуков


И. Владимиров. В женской школе ~ В. Корнеев. Школьники на концерте. 1952


Ф. Решетников. За мир! 1950 ~ Н. Соломин. Молодые мамы


Е. Гордиец. Освещенные солнцем. 1982 ~ Б. Угаров. Мать


К. Петров-Водкин. Спящий ребенок. 1924


Ю. Кугач. У колыбели


Н. Терпсихоров. Окно в мир. 1928


С. Тутунов. Зима пришла. Детство. 1960


П. Кривоногов. Девочка с лыжами. 1963 ~ В. Жолток. Зима пришла. 1953


А. Ратников. Нагулялись. 1955


Т. Яблонская. В парке. 1950


Т. Яблонская. Простудилась. 1953


Н. Ульянов. Снегири


Д. Колупаев. Праздник в школе. На елке. 1949


А. Костенко. И. Мичурин с детьми. 1964 ~ П. Драченко. Пионерская песня. 1959


В. Жолток. Девочка с красной шляпкой. 1955
А. Мыльников. Верочка на веранде. 1957


С. Григорьев. Вратарь. 1949


К. Успенская-Кологривова. Не взяли на рыбалку


С. Григорьев. Рыбачок. 1958


И. Шульга. Пионеры в гостях у черноморцев. 1940


П. Крылов. Две Наташи


Р. Галицкий. У финиша


И. Шевандронова. В сельской библиотеке


И. Шевандронова. Идет репетиция. 1959


А. Дейнека. Будущие летчики. 1937


В. Прибыловский. Будущие капитаны. 1963


С. Григорьев. Пионер. 1951 ~ П. Крохоняткин. Дети на балконе. 1954 ~ О. Богаевская. Детский праздник. 1980


Е. Чернышова. Вышневолоцкие невесты. 1984 ~ А. Левитин. Мир внукам. 1985


К. Петров-Водкин. Девочка с куклой. 1937 ~ М. Богатырев. Будущие чемпионы. 1950


Я. Титов. У мавзолея В.И.Ленина. 1953

Картины с И.В.Сталиным


П. Кривоногов. Похороны И.В. Сталина. 1953


И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация


И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация (фрагмент)


А. Казанцев. И.В. Сталин с матерью


Б. Владимирский. Розы для И.В.Сталина


И. Пензов. Счастливое детство. 1978


Л. Котляров. Хлеб-соль (Л. И. Брежнев с тружениками села)
И. Радоман. Л. И. Брежнев на ЗИЛе


А. Герасимов. И.В. Сталин и А.М. Горький на даче. 1930


А. Герасимов. Семейный портрет. 1934

Народный художник СССР А.М.Герасимов
Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном - К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе - С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном - А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил - на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: "Портрет В.А.Гиляровского", "Портрет Н.Гиляровской", "Портрет В.Лобанова". Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. "Портрет В.А.Гиляровского" ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета - в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.
В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.


В саду. Портрет Нины Гиляровской, 1912


Портрет искусствоведа В.М.Лобанова. 1913

В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе", - вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет балерины О.В.Лепешинской" (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.
Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.


Портрет артистки А.К.Тарасовой. 1939 ~ Портрет дочери. 1951


А.М. Герасимов. Портрет К.Е. Ворошилова. 1927
Портрет Клима Петровича Ворошилова, внука К.Е.Ворошилова. 1949

Герасимов Александр Михайлович

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.

Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).

Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).

В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).

Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.

Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).

Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).

Для себя Герасимов занимался грубоватой и упрощенной эротикой, сохранились многочисленные этюды к незаконченным картинам «Деревенская баня» (1938, Дом-музей А.М. Герасимова, Мичуринск) и «Половецкие пляски» (1955, собственность семьи художника, Москва). На тему «Деревенской бани» Герасимов писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет (Деревенская баня. Этюд. 1950. Собрание семьи художника). «Отводил душу» он и в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947-1952), в которых, возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.

К концу 1930-х годов, в период массовых репрессий и становления тоталитарной сталинской системы, Герасимов добивается полного официального успеха и благополучия. Теперь он не только придворный, высоко оплачиваемый живописец, любимец Сталина, но и наделенный властью руководитель художественной жизни страны. Ему было доверено возглавлять и, главное, контролировать творчество других художников. Его назначили председателем правления Московского отделения Союза художников (1938-1940 гг.) и председателем оргкомитета Союза советских художников (1939-1954 гг.). Когда в 1947 году была создана Академия художеств СССР, то первым ее президентом по настоянию Ворошилова был назначен Герасимов – в этом кресле он продержался до 1957 года.

На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».

Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».

С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.

В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.

В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».

К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так... больше не хочу, тошнит...».

Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.

Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.

Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.


После дождя. Мокрая терраса, 1935

На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И .В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.

Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.

Пелевин Ю.А.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments