allerleiten (allerleiten) wrote,
allerleiten
allerleiten

Русская живопись. Портрет - 3



Русская живопись. Портрет

Портрет Н.Н. Пушкиной
Портрет Н.Н. Пушкиной. 1832. Брюллов А.П.

Брюллов Александр Павлович (1798-1877)
В мире любителей живописи Александр Брюллов известен как замечательнейший художник-акварелист и график. Хотя прекрасное образование в Академии художеств (1810—1820) он получил как архитектор. И потому прежде всего архитектором он и вошел в историю русского искусства, создав замечательные творения зодчества в Петербурге. После окончания Академии А. Брюллов в течение восьми лет изучает архитектуру Италии и Франции и одновременно имеет такой ошеломляющий успех в написании акварельных пейзажей и особенно акварельных портретов, что вынужден из-за многочисленных заказов на них (среди его заказчиков были даже король Неаполя и члены его семьи) задержаться на какое-то время в Италии. Из дошедшего до наших дней многие представляются шедеврами акварельной живописи (например, Портрет В.А. Перовского, изображенного в рост на фоне южного романтического пейзажа). После возвращения в Россию А. Брюллов получает звание академика (1831), профессора и преподавателя Академии художеств. Именно на этот период приходится его наиболее плодотворная деятельность архитектора. И в это же время он создает свои лучшие акварельные портреты: Портрет президента Академии художеств А.Н. Оленина (1831), Портрет М.М. Сперанского (1833), Портрет Н.Н. Пушкиной (1831—1832), замечательное изображение жены поэта, особенно ценное тем, что оно оказалось единственным, написанным при жизни А.С. Пушкина. А. Брюллов хорошо знаком и с самим поэтом, иллюстрирует его произведения. Наверное, А.П. Брюллов не достиг славы своего младшего брата, но как архитектор и художник-акварелист многое сделал для русского искусства и градостроительства XIX века.

Портрет Ш.Б. Мещерской Портрет Е.М. Бакуниной (?)
Портрет Ш.Б. Мещерской. Брюллов А.П.
Портрет Е.М. Бакуниной (?). Брюллов А.П.

Портрет М.О. Смирновой Портрет молодой женщины с книгой
Портрет М.О. Смирновой. Брюллов А.П.
Портрет молодой женщины с книгой. 1839. Брюллов А.П.

Портрет Александра II Портрет императора Николая I
Портрет Александра II. 1856. Ботман Е.И.
Портрет императора Николая I. 1856. Ботман Е.И.

Ботман Егор Иванович (1821-1889)
Вокруг имени Егора (Георга) Ивановича Ботмана определенно существует некая информационная загадка. До нашего времени дошло немалое число его работ, хотя сведения о его жизни и творчестве практически отсутствуют. В главном российском справочном первоисточнике — Списке русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, что составил С.Н. Кондаков и вышел из печати в 1914 году, Е.И. Ботману посвящено следующих два предложения: «Уроженец города Любека. В 1853 г. получил от Академии художеств звание академика портретной живописи за Портрет императора Николая I». По поводу присвоения академического звания, видимо, уместно вполне логичное восклицание: «Как не присудишь звание академика, если живописец изображает самодержца? А вообще-то художник был слабый». Уместно, хотя оно также не выдерживает той же логической критики, ибо, чтобы быть допущенным до изображения лица, тела и стати императора, живописцу необходимо обладать определенным, причем высоким, мастерством. А ведь кисти Е.И. Ботмана принадлежит и Портрет императора Александра II, причем оба портрета полностью соответствуют высокому стилю так называемого официального портрета. Понятно, что советское искусствоведение не могло уделять много внимания живописцу императорской семьи (в более полном, чем упомянутый справочник С.Н. Кондакова, биобиблиографическом словаре Художники народов СССР <М., 1972>, Е.И. Ботману не посвящено и одного предложения). Впрочем, не будем сетовать, ибо положение постепенно исправляется. Потому смело можно утверждать: был русский живописец, академик портретной живописи Егор Иванович Ботман. Кстати, восемь выполненных им портретов русских адмиралов находятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. Портрет Александра I
Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена.. 1800. Боровиковский В.Л.
Портрет Александра I. Боровиковский В.Л.

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)
Вторая половина XVIII ве-ка явилась для русского искусства временем расцвета портретной живописи, а многие представители этого жанра в России становились в один ряд с лучшими художниками-портретистами Европы. Портреты В.Л. Боровиковского — яркое тому подтверждение. Перечислим несколько, взятых почти что наугад: безусловный шедевр Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1794), поэтичнейший Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1797), насыщенный нежностью и обаянием Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной (1802), не вызывающий уважение к изображенному помпезный Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1801—1802), полный почтения к изображенному Портрет кн. Г.С. Волконского (1806), величественный Портрет Дарьи Алексеевны Державиной (1813) и др. А начинал учебу молодой В. Боровиковский у своего отца — иконописца. С ним и своими братьями он делал росписи близлежащих храмов. И лишь случай (наверное, много души вкладывал молодой иконописец в свою работу) способствовал тому, что небывалый дар живописца раскрылся в будущем в полной мере. Екатерине II во время поездки в Крым кто-то из ее свиты указал на безусловный талант мастера, написавшего две картины в одном из дворцов по пути следования императрицы. Этим мастером и был тридцатилетний В. Боровиковский. Через год он появляется в Петербурге, где берет уроки (в Академию не попадает по возрасту) у придворного живописца И.-Б. Лампи и, возможно, пользуется советами прославленного портретиста Д.Г. Левицкого. Далее работа и слава великого живописца. Воспитал двух учеников. Одним из них был А.Г. Венецианов. Что же боле? В конце жизни В.Л. Боровиковский возвращается к истокам своего мастерства — религиозной живописи.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке Портрет Дарьи Алексеевны Державиной
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Боровиковский В.Л.
Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Боровиковский В.Л.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны Портрет великой княжны Марии Павловны
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Боровиковский В.Л.
Портрет великой княжны Марии Павловны. Боровиковский В.Л.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной Портрет Елены Александровны Нарышкиной
Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Боровиковский В.Л.
Портрет Елены Александровны Нарышкиной. 1799. Боровиковский В.Л.

Автопортрет Портрет художника В.Л. Боровиковского
Автопортрет. 1814. Бугаевский-Благорный И.С.
Портрет художника В.Л. Боровиковского. Бугаевский-Благорный И.С.

Бугаевский-Благорный Иван Семенович (1773-1859)
О творчестве и долгой жизни Ивана Семеновича (Васильевича) Бугаевского-Благодарного (Богаевского, Благодатного) известно в настоящее время немногое. Воспитанник Академии художеств (1779—1794). По окончании Академии получил звание мастера и шпагу. Но лишь в 1822 году был удостоен звания «назначенного» в академики за Портрет гусарского офицера. К этому времени написал несколько дошедших до нас портретов, находящихся в музеях страны. Среди них — Портрет М.И. Кутузова (1813), Автопортрет (1814), Неизвестная (1816), Портрет героя войны 1812 года генерал-майора Д.М. Юзефовича (1818). Был хорошим знакомым А.Г. Венецианова, который написал портрет Бугаевского, ныне находящийся в Третьяковской галерее. Интересно, что в ней же находится картина художника Капитолина из Тронихи (1818), являющаяся копией с картины А. Венецианова Капитошка, что подтверждает дружеские отношения двух живописцев. В 1824 году художнику за Портрет профессора живописи А.И. Иванова было присвоено звание академика, что говорило о росте мастерства Бугаевского-Благодарного. Известные портреты В.Л. Боровиковского (1825) и Кочубея (1837) свидетельствуют о том же. Как и многие художники того времени, И.С. Бугаевский принимал участие в росписях строящихся церквей и написании икон для них. Наконец, И.С. Бугаевский-Благодарный был отличным рисовальщиком. Его сатирические рисунки были хорошо известны современной живописцу художественной общественности. С некоторыми из них можно познакомиться и в наше время в Государственном Русском музее.

Портрет М.А.Венециановой Девушка в платке
Портрет М.А.Венециановой. 1810-е Венецианов А.Г.
Девушка в платке. Венецианов А.Г.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)
В сущности до Алексея Гавриловича Венецианова живопись в России не только по форме, но и по содержанию была интернациональной. Точнее она была составной частью европейского живописного искусства. Исторически по-иному и быть не могло. Точно так же, как вполне естественным было появление ростков национального в русской живописи по мере ее становления. Несомненная заслуга в подготовке «стартовой площадки» для стремительной «русификации» содержания русского живописного искусства и принадлежит Алексею Венецианову, путь которого в живопись как бы способствовал выполнению этой важной миссии. Служащий почтового ведомства, А. Вене цианов, с детства тянувшийся к рисованию, самостоятельно копировал великих мастеров в Эрмитаже, рисовал портреты близких, был учеником В.Л. Боровиковского, живя какое-то время в доме признанного маэстро. Решив посвятить свою жизнь живописи, А.Г. Венецианов покидает службу, покупает небольшое имение Сафонково в Тверской губернии и вскоре становится художником, картины которого наполнены поэтическими изображениями крестьян и крестьянок, их детей, жанровыми сценами русской жизни и неброскими русскими пейзажами. Картины художника, не получившего классического академического образования (видимо, так надо было Провидению), имеют большой успех на академических выставках, хотя сами академики не торопятся принять А. Венецианова в ряды преподавателей Академии. Но художник по-прежнему верен своему самобытному пути: он создает собственную школу, получившую в будущем вполне заслуженное художником название «венециановской», в которой учились одаренные дети из простых сословий и из которой вышли многие известные живописцы. Характеристика творчества А.Г. Венецианова часто сопровождается двумя эпитетами: например, сентиментальный или идиллический мир художника. Это так. Но это и прекрасно, ибо новое часто отличается особой искренностью. Время художников-передвижников с их составляющей критического отношения к действительности придет в Россию несколько позже.

Жнецы Кормилица с ребенком
Жнецы. Венецианов А.Г.
Кормилица с ребенком. Венецианов А.Г.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны Портрет Сарры Элеоноры Фермор
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743. Вишняков И.Я.
Портрет Сарры Элеоноры Фермор. 1750. Вишняков И.Я.

Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761)
Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности. В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен. Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный живописец Андрей Матвеев. С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И.Я. Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева). Художник возглавлял и сам принимал участие в оформлении многих зданий и сооружений строившегося Петербурга, в 1742 году принял участие в оформлении празднеств в связи с вступлением на престол императрицы Елизаветы Петровны.
И.Я. Вишняков, по отзывам современников, написал за свою жизнь значительное число портретов императриц, приближенной ко двору знати, высоких мужей и их жен, своих близких. До нас дошла лишь некоторая их часть, позволяющая оценить талант и своеобразный стиль художника. В отличие от известных современных ему мастеров портрета (например, И. Никитина, А. Матвеева) И. Вишняков никогда не выезжал за границу и, следовательно, не погружался в атмосферу, скажем, сказочного для представителей рождающейся русской живописи искусства и обаяния Италии. Естественно, он стоял перед картинами западноевропейских художников, но полностью проникнуться тем миром просто не мог. И потому его рукой создаются картины, в которых часто нарушаются классические каноны западного парадного портрета (так, отмечается несоразмерность длинных рук и тела юной девушки — Портрет Сарры Элеоноры Фермор <1750>). Но именно в этих нюансах и проявляется самобытность художника, дающая возможность различать его талант среди десятков других и определяющая его стиль. И именно это делает Ивана Яковлевича Вишнякова одним из интереснейших русских портретистов середины XVIII века.

Портрет П.И. Панина Портрет М.С. Бегичева
Портрет П.И. Панина. 1742. Вишняков И.Я.
Портрет М.С. Бегичева. Вишняков И.Я.

Портрет художника К.Н. Воронова Портрет М.С. Воейковой
Портрет художника К.Н. Воронова. 1890. Буров Ф.Е.
Портрет М.С. Воейковой. 1836. Бороздна-Стромилина Л.С.

Буров Федор Емельянович (1843-1895)
Москвич по рождению, Федор Емельянович Буров последние десять лет жизни жил в Самаре, где занимался столь нужной для России всех времен просветительской деятельностью на ниве культуры и образования. Он создал в Самаре школу живописи и рисования, которая успешно работала в течение пяти лет и закрылась вместе со смертью своего основателя. Сам Ф.Е. Буров был крепким живописцем. Учился он в Академии художеств с 1859 по 1869 год, где его успехи по годам можно схематично представить так: в 1863 получил малую серебряную медаль, в 1865 удостоен звания свободного художника и награжден большой серебряной медалью, в 1866 — малой серебряной медалью, в 1867 — большой серебряной медалью. Художника тянуло к книжно-историческим сюжетам, поэтому многие его работы были своего рода большими иллюстрациями к изданиям того времени, освещавшим отечественную историю. Получив в 1873 году звание классного художника второй степени, Ф.Е. Буров подготовил к 1885 году полотно Шлиссельбургский узник (по роману Г.П. Данилевского Мирович, за которое ему присудили звание классного художника первой степени. К этому времени художника хорошо знали по экспонировавшимся на академических выставках работам: Сцена в тюрьме (1870) (по роману А.К. Толстого Князь Серебряный), Носильщик (1872), Турок (1873), Император Петр I посещает в каземате Петропавловской крепости князя Матвея Гагарина (1880-е) и др. Обращался живописец и к историческим событиям, современником которых он был. Картину Сцена из болгаро-турецкой войны художнику, к сожалению, закончить не удалось. Среди учеников школы Ф.Е. Бурова в Самаре были и талантливые ученики, среди них — К.С. Петров-Водкин.

Бороздна-Стромилина Любовь Степановна (1813-1894)
Статистика дней нынешних свидетельствует о том, что числом и талантом представительницы прекрасной половины человечества, занимающиеся изобразительным искусством, сравнимы с представителями сильной половины, посвятившие свою жизнь вечному — искусству. В XIX веке (о более раннем времени разговор излишен) все было не так. Число женщин, ставших известными художниками, можно пересчитать на пальцах (правда, не одной пары рук). Наверное, кто-то вспомнит слово «дискриминация», хотя скорее это была традиция, отражающая прогресс в развитии того общества (и не только российского). Скажем, никому и в голову не приходило, чтобы юные девы подобно подросткам становились воспитанницами Академии художеств. Хотя не забудем, что почти весь предшествующий век прошел в России под женским правлением. Все же очень немногие имеющие талант к художествам женщины добивались признания, в большинстве случаев как художники-акварелисты. Видимо, трудно было представить стоящее с кистями у большого холста хрупкое человеческое существо. Любовь Степановна Бороздна-Стромилина имела выдающихся учителей — В.А. Тропинина, под руководством которого осваивала основы художественного мастерства в Москве, и К.П. Брюллова, на занятия к которому начинающая художница приехала в Рим. Успехи Бороздны-Стромилиной связаны прежде всего с ее работой над портретами: Доктор Г.Я. Высоцкий, Девушка у окна, Крестьянин в меховой шапке, А.Ф. Гамсон, Художник К.И. Рабус, Портрет сестры М.С. Стромилиной. Интересна история последнего портрета. Долгое время считалось, что этот портрет принадлежит кисти К. Брюллова, изобразившего свою ученицу-художницу — Л.С. Стромилину. Торжество справедливости лишь подчеркнуло большой талант Любови Степановны — ее работу приняли за создание «Великого Карла». Работы художницы представлены во многих музеях страны (наиболее полно в Государственной Третьяковской галерее) и в собраниях частных лиц. У В.А. Тропинина есть портрет, с которого на нас пытливо смотрит юная Л. Бороздна, готовящаяся отстаивать свое женское право на сопричастность к художественному творчеству.

Портрет великой княгини Анны Павловны
Портрет великой княгини Анны Павловны. 1846. Будкин Ф.О.

Будкин Филипп Осипович (1806-1850)
Мастерство портретиста Филиппа Осиповича Будкина (Буткина) было несомненным. И потому среди лиц, которые позировали ему, были люди не просто известные, а широко известные, в том числе и из императорской семьи. Учеником Академии художеств он в 1833 году за Автопортрет получил малую серебряную медаль. В 1835 — за Портрет брата большую серебряную медаль и звание свободного художника портретной живописи. После окончания Академии талант живописца был быстро востребован. Он пишет среди прочих портреты Николая I (1837), влиятельного князя Н.И. Дундукова-Корсакова (1840), великого отечественного живописца К.П. Брюллова (1845). За Портрет князя Н.И. Дондукова-Корсакова Ф.О. Будкин удостаивается звания академика. Все же творчество Ф.О. Будкина не стало событием в русской портретной живописи 1830—1840-х годов. Она имела в это время высокие ориентиры в лице О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, рядом с которыми находилась большая группа портретистов, сравнимых в отдельных работах с названными корифеями по таланту и мастерству. Живописец создал свои запоминающиеся портреты и этим вошел в русскую живопись, как вошли в нее сотни и тысячи живописцев, каждый из которых выполнял свою миссию в соответствии с отпущенным ему природой даром.

Девушка перед зеркалом Портрет князя Н.И. Дондукова-Корсакова
Девушка перед зеркалом. 1848. Будкин Ф.О.
Портрет князя Н.И. Дондукова-Корсакова. 1841. Будкин Ф.О.

Портрет великой княжны Александры Николаевны
Портрет великой княжны Александры Николаевны. Гау В.И.

Гау Владимир Иванович (1816-1895)
Быть придворным живописцем российского императорского двора XIX века, видимо, означало успешную карьеру художника. По крайней мере, для многих из них. И это в какой-то степени достаточно объективная оценка таланта художника, подразумевавшая умение красочно и похоже передавать августейших особ и их приближенных. Именно эти качества присутствовали у Владимира Ивановича Гау, который после окончания Академии художеств (1832—1836) и совершенствования своего мастерства в Германии и Италии (1838—1840) по возвращении на родину становится придворным портретистом (1840). Понятно, что звание академика придет к В.И. Гау со временем (1849) — после серии портретов Николая I и Александры Федоровны, великих князей и княгинь, их детей, офицеров Кавалергардского полка, известных в России людей (среди них — портрет Натальи Николаевны Пушкиной, 1844). Так, соприкасаясь с лицами и позами своих «высоких» современников, придворный художник по определению становится художником историческим. И в этом его творчество представляет особый интерес для следующих поколений. Необходимо добавить, что особым успехом пользовались акварельные портреты и миниатюры В.И. Гау. В этом виде художественного творчества он был одним из ведущих российских мастеров.

Женский портрет Портрет митрополита Филарета
Женский портрет. 1850-е Гау В.И.
Портрет митрополита Филарета. 1854. Гау В.И.

Портрет баснописца И.А. Крылова Портрет князя М.И. Кутузова-Смоленского
Портрет баснописца И.А. Крылова. 1812. Волков Р.М.
Портрет князя М.И. Кутузова-Смоленского. Волков Р.М.

Волков Роман Максимович (1773-1831)
К тому времени, когда будущий Роман Максимович Волков стал воспитанником Академии художеств, она обладала уже опытом двух десятков лет по обучению и воспитанию первых российских академистов. Видно, учеба у юного и молодого Р. Волкова шла успешно, потому что уже в 1804 году выпускник Академии за картину на мифологическую тему Ганимед был представлен к званию «назначенного» в академики. Для наделенного талантом и приобретшего определенное мастерство художника при его усидчивости и работоспособности нужно было сделать всего один шаг, чтобы получить почетное и очень престижное в материальном отношении звание академика. Такой шаг Р.М. Волков сделал в 1808 году, когда за картину Крещение Господа Иисуса ему присудили вполне заслуженное звание. И в дальнейшем живописец трудился вполне успешно. Его кисти принадлежит несколько известных портретов, среди которых следует выделить Портрет императора Александра I, Портрет П.Д. Ларина и Портрет баснописца И.А. Крылова. Продолжал художник мифологическую и евангельскую темы в своем творчестве: достаточно назвать полотна Диана, окруженная нимфами, и Актеон, Снятие с креста Спасителя, написанные в полном соответствии с канонами академической школы.
В наше время произведения Р.М. Волкова находятся в первоклассных картинных собраниях страны. Государственный Русский музей и Государственная Третьяковская галерея в их числе.

Портрет художника Алексея Кондратьевича Саврасова Женский портрет
Портрет художника Алексея Кондратьевича Саврасова. 1884. Волков И.П.
Женский портрет. Вениг К.Б.

Портрет неизвестной из семьи Сухотиных (?) Портрет Е.А. Аникеевой, сестры художника, в молодости
Портрет неизвестной из семьи Сухотиных (?). 1846. Васильев А.А.
Портрет Е.А. Аникеевой, сестры художника, в молодости. 1839. Васильев А.А.

Васильев Алексей Александрович (1811-1879)
Воспитанник Академии художеств Алексей Александрович Васильев не был слишком яркой звездой среди русских портретистов середины XIX века. Хотя на звездном небосводе русской живописи того времени был заметен невооруженным взглядом, ибо, получив в 1833 году звание свободного (неклассного) художника, он в 1839 году утверждается «назначенным» в академики, а в 1845 году избавляется от полулестного определения к званию, став полноценным академиком со всеми прилагающимися к званию привилегиями. Звание академика присуждалось Советом Академии и ее президентом либо за конкретную картину, исполненную по официально заданной академической программе, либо за ряд работ высокого художественного уровня. А.А. Васильеву звание академика было присуждено за Портрет профессора А.Е. Егорова — известного живописца и преподавателя Академии. Наиболее известные портреты художника были созданы им после получения почетного звания, что вполне естественно. Среди них — Автопортрет (1848), портреты Васелицкого, Аникеевой, Брут, Автопортрет с палитрой и кистями (1850—1870-е). Выполненные в традиционной академической манере портреты А.А. Васильева написаны с несомненным мастерством, хотя уступают по глубине проникновения в образы портретируемых психологическим портретам лучших отечественных мастеров второй половины XIX века. Как и многие живописцы, А.А. Васильев много внимания уделял преподавательской деятельности. Свои опыт и знания он с 1852 года до самой смерти передавал молодым дарованиям в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Автопортрет с палитрой и кистями в руке
Автопортрет с палитрой и кистями в руке. 1806. Варнек А.Г.

Варнек Александр Григорьевич (1782-1843)
Замечательный русский живописец Александр Григорьевич Варнек (до 1833 года — Варник), картинами (особенно портретами и автопортретами) которого восхищались при их демонстрации, со временем был основательно подзабыт любителями прекрасного. В каком-то смысле он сам «виноват», что с ним стали знакомиться вновь в ХХ веке, ибо относительно рано отошел от практической живописи, занимаясь преподавательской работой (в разное время возглавлял в Академии художеств классы миниатюрной, портретной, исторической и портретной живописи) и работой хранителя рисунков и эстампов Императорского Эрмитажа и Академии художеств. Путь А. Варнека к вершинам живописного искусства типичен для российских художников XIX века: обучение в Академии в 1795—1803 годах, когда уже проявился его талант портретиста, пенсионерская поездка в Италию в 1804—1809 годах, где он становится известным благодаря своему автопортрету (Автопортрет с палитрой и кистями в руке, 1805—1806), который нес черты набирающего силу нового направления в живописи — романтизма. В 1810 году А.Г. Варнек становится академиком, в 1831 — профессором и в 1834 — заслуженным профессором. За автопортреты (запечатленные маслом на холстах мгновения жизни художника) и прекрасные портреты современников, поражавших зрителей мастерством и сходством с изображаемым, А.Г. Варнека при жизни называли русским Ван Дейком (и это при том, что в данное время в России творили многие замечательные портретисты). Два портрета художника должны представлять для любителей искусства особый интерес: Портрет действительного тайного советника президента Академии художеств графа А.С. Строганова (1814) и Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина (не ранее 1824). Оба президенты, оба государевы чиновники высокого ранга, но один из них действительно вельможа (А.С. Строганов на приведенном портрете), другой — человек, к дочери которого сватался Александр Сергеевич Пушкин (пусть неудачно). В это веришь, вглядываясь в А.А. Оленина. И в этом достижение замечательного портретиста.

Портрет действительного тайного советника президента Академии художеств графа А.С.Строганова Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина
Портрет действительного тайного советника президента Академии художеств графа А.С.Строганова. 1814. Варнек А.Г.
Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. 1824. Варнек А.Г.

Портрет Екатерины Борисовны Ахвердовой Портрет М.М. Сперанского
Портрет Екатерины Борисовны Ахвердовой. Варнек А.Г.
Портрет М.М. Сперанского. 1824. Варнек А.Г.


Портрет поэта Федора Ивановича Тютчева
Портрет поэта Федора Ивановича Тютчева. 1876. Александровский С.Ф.

Александровский Степан Федорович (1842-1906)
По принятому в XIX веке в России административно-территориальному делению Степан Федорович Александровский родился в Лифляндской губернии. Среднее образование получил в Риге и готовился стать медиком. Однако, как это бывало со многими, любовь к художественному делу перевесила логические рассуждения о будущей профессии — юноша уезжает в Петербург и становится учеником Академии художеств. В 1864 году С. Александровский заканчивает Академию с далеко не престижным званием неклассного художника. Однако у молодого портретиста и аквалериста все впереди. В 1868 году он становится классным художником второй степени, в 1869 году ему присуждают звание классного художника первой степени. Его работы становятся популярными у любителей живописи. Среди заказчиков известные в стране люди, члены императорской семьи: Портрет великого князя Петра Николаевича (1872), Портрет генерал-лейтенанта Языкова (1874), Портрет бывшего военного министра Д.А. Милютина (1874), Портрет императрицы Марии Федоровны (1884), Портрет Мицкевича (1885), Портрет великого князя Кирилла Владимировича (1887). С.Ф. Александровский — один из организаторов общества русских аквалеристов, на выставках которого он регулярно демонстрировал свои портреты. В 1874 году он становится академиком портретной и акварельной живописи. В 1884 году художник был избран почетным вольным общником Академии художеств. Это звание присваивалось известным меценатам, коллекционерам и в редких случаях художникам, много делавшим для развития изобразительного искусства в России.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments