allerleiten (allerleiten) wrote,
allerleiten
allerleiten

Русская живопись. Жанровые сцены - 6



Русская живопись. Жанровые сцены

Монастырки на клиросе
Монастырки на клиросе. Зацепин Н.К.

Зацепин Николай Константинович (1818-1855)
Был Николай Константинович Зацепин большим любителем изобразительного искусства. В меру своих возможностей способствовал развитию отечественной живописи, за что в 1849 году был удостоен Академией художеств звания «почетного вольного общинка». И еще был Николай Константинович кадровым офицером, поэтому получить систематического художественного образования не мог. У него была возможность заниматься при наличии свободного времени, и он использовал ее, находясь в Петербурге и беря уроки у К.П. Брюллова. Известно несколько картин Н.К. Зацепина, дошедших до наших дней. Среди них Портрет пожилой женщины, Молящаяся девушка (обе — 1849), Монастырки на клиросе (1852), Портрет Ф.А. Уварова (миниатюра), Портрет графини В.Н. Ростовцевой. Большего Н.А. Зацепин написать и не мог. Командир саперного батальона, полковник, патриот, он погиб в сражении под Севастополем во время Крымской войны.

Перед венцом
Перед венцом. Журавлев Ф.С.

Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901)
Одна из представленных картин жанриста и портретиста Фирса Сергеевича Журавлева любознательному зрителю-читателю напомнит более известное полотно Василия Пукирева Неравный брак. Тема картины прозрачна, по ней легко составить небольшой рассказ. Этим и отличались большинство обличительных картин русских передвижников, внесших большой вклад в пробуждение сознания российского общества. Интересно, что, поступив в 1855 году вольнослушателем в Академию художеств, приняв участие в «Бунте четырнадцати» и став одним из организаторов «Артели художников» (возглавлял И.Н. Крамской), Ф.С. Журавлев в Товарищество передвижных художественных выставок так и не вступил. Хотя темы большинства его работ созвучны жанровым картинам художников-передвижников. Художник создал много картин, живописующих быт и общественную жизнь России. Он писал также портреты писателей и деятелей искусства. Наконец, Ф.С. Журавлев принял активное участие (1870—1883) в росписи храма Христа Спасителя в Москве — работе, делающей честь всем российским художникам.

Купеческие поминки
Купеческие поминки. Журавлев Ф.С.

Девичник в бане
Девичник в бане. 1885. Журавлев Ф.С.

Мастерская художника Петра Васильевича Басина
Мастерская художника Петра Васильевича Басина. 1833. Зеленцов К.А.

Зеленцов Капитон Алексеевич (1790-1845)
Одним из замечательных таинств, сопровождающих рождение и жизнь конкретного человека, является таинство, предопределяющее выбор его жизненного пути. В переносе на живопись всегда стоит вопрос: почему один художник предпочитает изображать на своих полотнах портреты людей, другой — исторические картины, третий — пейзажи… Капитону Алексеевичу Зеленцову же было предопределено стать известным благодаря своим интерьерам, хотя занимался он и портретами, писал жанровые сцены, увлекался офортом и литографией. Имея постоянную работу в Министерстве внутренних дел и затем в Канцелярии его императорского величества, К. Зеленцов в свободное от работы время рисовал, копируя мастеров Эрмитажа, брал уроки живописи у известных художников, например, у А.Г. Венецианова. В 1830-х годах К.А. Зеленцов начинает работать как профессиональный художник. Пишет известные картины: В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях, В комнатах, Мальчик у стола и др. По-своему интересными были его жанровые картины и портреты. Все же звание академика К.А. Зеленцов получил за интерьер Мастерская художника П.В. Басина (1833). Прожив свою жизнь в искусстве, художник оставил нам, наряду с другими, представления о внутреннем убранстве жилых и рабочих помещений отдельных представителей российского общества XIX века.

В комнатах
В комнатах. Зеленцов К.А.

В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях
В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях. Зеленцов К.А.

Волостной суд
Волостной суд. 1888. Зощенко М.И.

Зощенко Михаил Иванович (1857-1908)
Коренной петербуржец Михаил Иванович Зощенко известен прежде всего как отец несравненного писателя М.М. Зощенко. Известен и как художник, работавший в различных жанрах изобразительного искусства. С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. По своим творческим устремлениям был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и демонстрировал свои картины: Волостной суд (1888), Свой вор (1889), В ожидании найма (1890), Гадание, У плетня, В крестьянской избе (все — 1890-е), В тишине (1908). Писал М.И. Зощенко акварели, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1895 году художник перешел в мозаичную мастерскую Академии художеств, где при его участии и под его руководством по картинам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова выполнены мозаики: Отъезд Суворова из села Кончанского (Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 года) (1904), Переход Суворова через Альпы в 1799 году (1904). В 1905 году М.И. Зощенко возвращается к живописи. Пишет портреты и бытовые композиции. К сожалению, совсем недолго: он умирает в возрасте 51 года, оставляя в бедности семью: вдову и восемь детей, в их числе и двенадцатилетнего Мишу. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.

Письмо от кормильца
Письмо от кормильца. Зощенко М.И.

У земской больницы
У земской больницы. 1886. Загорский Н.П. (1849-1893)

Уснула
Уснула. 1867. Заболотский П.П.

Заболотский Петр Петрович (1842- )
Классный художник первой степени Петр Петрович Заболотский не достиг официального звания своего отца — академика портретной живописи Петра Ефимовича Заболотского, который среди прочего был известен и тем, что давал уроки рисования М.Ю. Лермонтову и написал портрет гениального русского писателя и поэта. Молодой П.П. Заболотский успешно обучался в Академии художеств по классу исторической живописи. Он получил четыре серебряные медали и малую золотую за программу Моисей источает воду из скалы (1863). В 1866 году П. Заболотский за картину "Обращение князя Владимира в христианство" как раз и получает свое высшее художественное звание. Вообще, в том, что художник не получил звание академика, таится некая загадка. Ибо живописец увлекся написанием портретов, добившись в этом жанре живописи известных успехов. П.П. Заболотский настолько стал популярен как художник-портретист, что его приглашают написать портрет государя императора. В 1882 году художник пишет недавно вступившего на трон Александра III (Александр II погиб в 1881 году). Царской благодарности в виде звания академика в этот раз не последовало. Заметим, что к этому времени в России творили многие замечательные художники, отношения которых с Академией были не очень дружеские. И сияние академических званий, если не поблекло, то и не стало столь притягательным, как ранее.


Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 1837. Заболотский П.Е.

Заболотский Петр Ефимович (1803-1866)
Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, названный весьма официально, написан Петром Ефимовичем Зоболотским (юный корнет брал у художника уроки рисования и живописи). Конечно, П.Е. Заболотский не так знаменит, как О. Кипренский или В. Тропинин, писавшие А.С. Пушкина. Но и будущий гений — М. Лермонтов — сделал в 1837 году лишь первый шаг (пусть он был и широк) в литературу, где только-только трагически завершилась жизнь А.С. Пушкина. И поскольку изображений М.Ю. Лермонтова выполнено до обидного мало, каждое из них, и портрет П. Заболотского прежде всего, представляет для русского искусства исключительную ценность. Идейными учителями художника были О. Кипренский, А. Венецианов и особенно В. Тропинин, близкий П. Заболотскому и по манере исполнения. Путь живописца к постижению мастерства был очень непростым. Ему очень повезло, что на его жизненном пути встретился А.Р. Томилов, известный меценат, коллекционер и теоретик искусства. Именно он способствовал в большой степени тому, что сын мещанина стал посещать Академию художеств и окончил ее. Среди его учителей были знаменитые А.Г. Варнек и А.Е. Егоров. Портреты, жанровые сцены (в частности, быт крестьян), пейзажи П.Е. Заболотский выполнял с тем мастерством, которое вызывает интерес любителей и коллекционеров живописи. Поэтому произведения художника представлены во многих музеях России. Звание академика, присвоенное художнику в 1857 году, подтверждает высокую степень его таланта и заслуги перед русским искусством.


Тихвинский городской голова. 1848. Заболотский П.Е.
Портрет Н.В. Евреиновой. 1840. Заболотский П.Е.

Провалился
Провалился. 1885. Жуков Д.Е. (1841-1903)

Спор о вере
Спор о вере. 1867. Жуков Д.Е.

Пожар в деревне
Пожар в деревне. Дмитриев-Оренбургский Н.Д. (1837-1898 )

Переправа через Ангару в Иркутске
Переправа через Ангару в Иркутске. 1886. Добровольский Н.Ф. (1837-1900 )

Матросы в сапожной мастерской
Матросы в сапожной мастерской. 1832. Денисов А.Г. (1811-1834)

«Попался!»
«Попался!». 1875. Гун К.Ф.

Гун Карл Федорович (1830-1877)
Природные склонности к рисованию стали счастливо реализовываться у Карла Федоровича Гуна, когда молодым человеком он приехал из Риги в Петербург (1850) и стал работать у известного литографа Паппе. Годом позже юноша начинает посещать рисовальные классы Академии художеств. Вскоре его успехи и настойчивость были отмечены: под руководством профессора П.В. Басина академист Карл Гун начинает получать учебные медали. После окончания Академии Гун совершает поездку по Вятской и Казанской губерниям, где делает множество зарисовок сцен народной жизни, традиций и костюмов, проживающих в них народностей. В 1863 году К.Ф. Гун уезжает в шестилетнюю пенсионерскую поездку в Европу. К художнику приходит известность. Его картины раскупаются, в том числе и императорской семьей. К.Ф. Гуну присваивают звание академика и профессора Академии художеств. К сожалению, интенсивная работа живописца была прервана смертью после тяжелой болезни. К.Ф. Гуну не было и пятидесяти лет.

Больное дитя
Больное дитя. 1869. Гун К.Ф.

Почтальон
Почтальон. 1861. Грузинский П.Н.

Грузинский Петр Николаевич (1837-1892)
Будущий академик батальной живописи Петр Николаевич Грузинский в Академии художеств учился (1851—1863) под руководством профессора Б.П. Виллевальде. Успешное постижение живописного мастерства шло у молодого художника параллельно с выполнением им достаточно сложных, многофигурных работ. В 1860 году студент П. Грузинский получает малую золотую медаль за картину Цыганский табор, а в 1862 — большую золотую медаль за имевшую в дальнейшем успех даже на международных выставках картину Взятие Гуниба. После Академии П. Грузинский отбывает в пенсионерскую поездку в Париж, которую разнообразит поездкой на Кавказ (1865) для выполнения заготовок для своих будущих картин и получения впечатлений от непосредственного участия в боевых действиях. За полотно Оставление горцами аулов при приближении русских войск художник получает звание академика (1872). Находясь в командировке, П.Н. Грузинский помимо картин, посвященных армейской службе (Пикет зуавов на маневрах во Франции), пишет и бытовые композиции (Рынок в Фонтенбло). Жанровые полотна художник продолжает писать и по возвращении на родину. Темы народной жизни (Сцена из деревенского быта, Сенокос, В Малороссии, Ночь, Масленица, Тройка, Встреча возвращающихся из церкви новобрачных) становятся также близкими для отечественного живописца-баталиста.

Рынок в Фонтенбло
Рынок в Фонтенбло. 1864. Грузинский П.Н.

Домой
Домой. 1881. Грузинский П.Н.

Масленица
Масленица. 1889. Грузинский П.Н.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments