allerleiten (allerleiten) wrote,
allerleiten
allerleiten

Categories:

Масловка. Городок художников



История Городка

Copyright © МАСЛОВКА - городок художников

Дома для художников, построенные в 1930—1950 годах на Верхней Масловке и составляющие уникальный художественный городок, строились, как и «Дом на набережной», с одной целью: собрать вместе элиту (в данном случае художественную) и предоставить ей комфортные условия для жизни и творчества, по возможности оградив от бытовой неустроенности.
Нищее государство, несмотря на разруху, старалось создать все условия. Идеологи понимали: культура объединяет народ. Новому обществу, как хребет, нужна была своя, обновлённая культура, и поэтому выделялись средства, ставились «творческие задачи»...

Генеральный план застройки первоначально включал в себя комплекс зданий на обширной территории по соседству со стадионом Динамо по форме напоминающий огромный «корабль искусств».

Место это было пустырем, оставшемся от сгоревшей кинофабрики Ханжонкова. Пустырь обступал Петровский парк, где художники, не уезжая из Москвы, могли писать пейзажи. Рядом - старые живописные дома Верхней Масловки.
В 1930-ом году на Верхней Масловке построили первый в Москве дом художников.
Строительство шло поэтапно. Вот как об этом пишет журнал "Творчество" от 1934 года.

"За Бутырской заставой широкая, пустынная улица... разбросанные между дворов и палисадников домишки...
Но мимо Петровского парка, к стадиону Динамо уже проходит линия современнейшего транспорта Москвы - троллейбуса, соперника одноколейного трамвайного пути, тянущегося через Масловку. И определяя собой облик всей Масловки, растет из года в год "Московский Монпарнасс" - "Городок художников".

Первый корпус, законченный в 1930 году (дом №9 прим. ред.), высится шестиэтажным утесом -- кубатура двадцать пять тысяч метров. Первое, что в нем замечательно, - это огромные светлые, построенные по последнему слову строительной техники, мастерские. Затем квартиры. Удобные, светлые, чистые, благоустроенные. 130 художников, прославленных и еще не нашедших славы, живут и работают в этом доме...

В первом масловском доме уже стало тесно.
Не все пользуются и мастерской и квартирой. Одни вселились с семьей в мастерские, другие, с мольбертом и работой, водворились в квартирах у товарищей и пишут большие картины, не будучи в состоянии видеть их дальше, чем в двух шагах. Так, например, писал А. Бубнов свою картину «Белые в городе», одну из лучших картин на выставке молодых художников. Но они не унывают. Они постепенно заселяют домишки, окаймляющие дом-утес (их основное пристанище) и терпеливо поджидают окончания (в сентябре-декабре текущего года) второй очереди строительства городка. В будущем городке хватит места всем.

Это будет не только творческое общежитие художников.
Городок должен стать одним из культурных массивов социалистической Москвы, центром притяжения всех творческих сил.
Москва строит городок не только для своих художников-профессионалов, но и для счастливого поколения, у которого не будет помех для развития творческих возможностей.

ЛЮДИ МАСЛОВКИ (c) Художник А. Бубнов.

Первые журналистские хроники начала 30-х только начинали освещать ту энергичную, вдохновенную и плодотворную жизнь обитателей городка на Масловке, который впоследствии подарит Москве, стране и миру нескончаемую плеяду выдающихся мастеров живописи, графики, скульптуры.
Эти имена вскоре навсегда прославят русское изобразительное искусство советской эпохи, напишут свою яркую главу в мировой истории искусств. Вот они: ФАВОРСКИЙ В. А. , ВАТАГИН В.А., ПИМЕНОВ Ю.И., КИБРИК Е.А., ГРАБАРЬ И.Э., ПЛАСТОВ А.А., ЧУЙКОВ С.А., РЕШЕТНИКОВ Ф.П., ,БОГОРОДСКИЙ Ф.С., РОМАДИН Н.М. РЯЖСКИЙ Г.Г., КАШИНА Н., КАЦМАН Е.А., ШУРПИН Ф.С., ШЕГАЛЬ Г.М., ГЕРАСИМОВ С.В., ГАПОНЕНКО Т.Г., БУБНОВ А.П., ДРЮЧИН Н. И., ЧЕРНЫШЕВ Н.М. КИТАЙКА К.Д., БРОДСКАЯ Л.И., НИССКИЙ Г.Г., ИОГАНСОН Б.В., ГРИЦАЙ А.М., ДЕЙНЕКА А.А., ПРОРОКОВ Б.И., ЦЫПЛАКОВ В.Г., ШМАРИНОВ Д.Л., ТАТЛИН В.Е., МАТВЕЕВ, СОЛОМИН Н.К., МОТОВИЛОВ Г.И., РАДИМОВ П.А., ЦЕЙТЛИН Г.И., НЕЧИТАЙЛО В.К., ШТЕРЕНБЕРГ Д.П., ЛАБАС А.А., МОРОЗОВ А.И., ДРЕЗНИНА, ТУТУНОВ С.А., ЛАПТЕВ, ЛУЧИШКИН, КАНЕВСКИЙ, БАБУРИН, СОРОКИН, ВИКУЛОВ, СЕМЕНОВ, ШУЛЬЦ, ШЕВАНДРОНОВА, ЛЫСЕНКО, КИБАЛЬНИКОВ, БИРШТЕЙН, ПЛОТНОВ, ЧЕБАКОВ, ГИЖЕВСКАЯ, МОЧАЛЬСКИЙ, КОНОВАЛОВ, ХАМИН, НЕВЕЖИН.

Чтобы облегчить быт художников, в первом построенном в «городке» доме (сейчас дом №9) организовали общественную столовую. Персонал столовой составляли жены художников. Художники, ненадолго прервав работу в мастерских и не выходя из дома, могли в любое время получить вкусный обед за очень небольшую плату. Деньги на содержание столовой частично давало государство.
Как-то Радимов и Кацман приметили двух молодых художников Тимкова и Лактионова, и когда те, не имея ни копейки, добрались до Масловки, коллектив художников решил бесплатно кормить ребят в своей столовой. Потом добились для них направления в академию и собрали деньги на дорогу. Впоследствии Тимков и Лактионов стали известными художниками.
Столовая просуществовала долгое время и очень поддержала художников и их семьи во время войны.
Там же, при доме, был организован детский сад и клуб с библиотекой по искусству. А на втором этаже, над столовой, оборудовали комнату, где собиралась молодежь. Там играли в шашки или шахматы, танцевали. Зимой во дворе заливали каток.

Все было в истории Масловки. Был и страшный 37-ой... Художник Евгений Кацман писал в дневнике:
"6/VIII/ 1937 г.
Говорили вчера о событиях. Арестованы Сулимов, Кобацкий, Чубов, Файзулин, Хобышев. Писатели Кириллов, Герасимов. Застрелились Погребинский с женой.
Все разводят руками, трясут головой. Что же происходит?
Куда же девать арестованных? Когда же разъяснят народу, что происходит?
Здесь комья слухов увеличиваются с колоссальной быстротой. Грабарь говорит, что трудно работать. Волнуется, у Машкова не голова, а знак вопроса. Налетело все это на нас, как ураган, и, действительно, ничего мы не знаем, и это всех дергает...".


Художник А.И. Морозов, "Масловка". 1937
С.В.Герасимов. «Уголок Масловки». 1952



А.М.Нюренберг. «Зима на Масловке с коньками». 1950

Была позже и знаменитая выставка "XXX лет МОСХа" в Манеже, первого декабря 1962 года. Тот же Е.Кацман пишет: "Подошли к стене Фалька... У Фалька показана "Обнаженная". Спросили у Н.С.Хрущева: "Может быть, не нужно было выставлять "Обнаженную" Фалька?" Никита Сергеевич тщательно осмотрел изображенную уродливую женщину, да еще перепачканную в желтой, коричневой и зеленой краске, и сказал: "А зачем показывать это дерьмо? - И прибавил: - Когда мой маленький внук перевертывает горшочек, то, что вываливается, очень похоже на картину Фалька". Дальше подошли к "Геологам" Никонова, молодого художника. "А эта дрянь зачем выставлена?" - спросил Никита Сергеевич...".
В такие моменты только семья или очень близкий человек могли спасти и спасали художника.


В центре - жилой дом на улице Верхняя Масловка "Дом художников"


Вид на "городок" с начала Петровско-Разумовской аллеи

Масловка

Московские художники могут остаться и без выставочных площадок, и без мастерских

Вновь обострился вопрос о судьбе легендарного для столичных художников дома № 1 по улице Верхняя Масловка. В здании, где в разные десятилетия ХХ века были созданы многие произведения, составляющие золотой фонд коллекции Третьяковки на Крымском Валу, судебные приставы начали опечатывать мастерские.

Столица стремительно меняется. Некогда тихая Верхняя Масловка сегодня оказалась не просто районом около Третьего транспортного кольца — скоростная трасса чрезвычайно удобно связывает ее с деловым районом Москва-Сити, что заметно увеличивает инвестиционную привлекательность обжитого художниками места. Пять лет назад обитатели Масловки уже были встревожены постановлением городского правительства № 28-ПП, подписанным в конце января 2003 года: в приложении к нему были перечислены здания, реконструкция которых запланирована в ближайшее время. Среди адресов были тогда дома № 1, 3 и 9 по улице Верхняя Масловка, но ни слова о том, что эти постройки — особым образом спроектированные художественные студии.

История городка художников на Верхней Масловке начиналась в середине 1920-х годов: Моссовет поддержал тогда идею создания творческой коммуны, а государство выделило для ее строительства миллион рублей. Место нашлось на пустыре сгоревшей кинофабрики Ханжонкова — поблизости от восточных ворот стадиона «Динамо», старого Петровского парка и леса Тимирязевской академии. Одна из советских газет поместила фотоочерк о первом из построенных зданий: «Что в нем замечательно — это огромные, светлые, построенные по последнему слову строительной техники мастерские. Затем квартиры. Сто тридцать художников, прославленных и еще не нашедших славы, живут и работают в этом доме».

Сегодня художников на Масловке значительно больше; к тому же к общему «культурному багажу» этого места стоит приплюсовать многочисленное творческое наследие, которое хранится в мастерских многих потомственных скульпторов, графиков и живописцев. Об истории городка мне рассказывал его старожил, художник Владимир Каневский. Его отец Аминадав Моисеевич Каневский (1898—1976) был автором знаменитого «Мурзилки», хрестоматийных иллюстраций к «Приключениям Буратино», а также сатирических рисунков для журнала «Крокодил». «Здесь жили мои родители, и я родился здесь, прожил всю жизнь, — говорит Владимир. — Когда построили новый дом, а строили его с 49-го по 55-й, я был первым, кто туда переехал. С тех пор сменилось три поколения художников. Все были на Верхней Масловке — Кацман, Адливанкин, Вялов, Лабас, Сергей Герасимов, Покаржевский, Богородский, Шегаль, Грабарь, Иогансон. Наверху Татлин работал, в соседнем доме — Радимов. К нам домой Давид Петрович Штеренберг приходил, Юрий Иванович Пименов — это были друзья отца. Приходили Решетников, Кибрик… В девятом (тогда — пятнадцатом) доме и сейчас есть мемориальная мастерская скульптора Матвеева, можно взять ключ и посмотреть работы».

По словам Каневского, многие дружили и очень ценили талант друг друга. «Вот, говорят, это были времена тоталитаризма. Но в МОСХе (Московском отделении Союза художников) даже в те времена любили художников. Даже тех, кого гнобили, все равно любили. И все самые отчаянные выставки были в МОСХе. На Масловке было ощущение единства, ощущение собственного города. Он ведь так и назывался — городок художников. Вокруг деревянные двухэтажные дома: это ж раньше была дачная местность. Был детский сад свой, прачечная своя, отсюда уходили автобусы в пионерские лагеря. Напротив пивная, а рядом сберкасса. Когда художники получали большие деньги, они их сюда сносили, и продавщица заносила их на счет, а потом постепенно списывала. Стоял бочонок с красной икрой, и бутерброд с ней был самой простой закуской».

Но дело, разумеется, не в икре. «Довоенная Масловка, ее обитатели выработали свой жизненный колорит, который отражал в первую очередь дух единения и братства, царившие среди художников», — писала в книге мемуаров «Вечера на Масловке близ «Динамо» художник Татьяна Хвостенко. Дома с мастерскими — производственные помещения, вроде фабрики или завода. Их обитатели не раз менялись, но уникальная творческая атмосфера этого места, передававшаяся от поколения к поколению, все-таки уцелела.

Когда над Масловкой стали собираться первые тучи, была даже такая затея: установить на доме № 1 памятные знаки, но не в память работавших там художников, а в честь их произведений. Значительная часть собрания Третьяковки, а также многие установленные на улицах и площадях Москвы памятники создавались именно на Верхней Масловке. Можно, например, вспомнить «Новую Москву» (1937) Юрия Пименова и «Дочь Советской Киргизии» (1948) Семена Чуйкова, иллюстрации Евгения Кибрика к гоголевскому «Тарасу Бульбе» (1944— 1945) и Дементия Шмаринова к роману Льва Толстого «Война и мир» (1953), картины Георгия Нисского, «Весну» (1954) Аркадия Пластова, хрестоматийно известный холст Федора Решетникова «Опять двойка» (1952)…


Ю.И.Пименов. «Новая Москва». Х.М. Третьяковская галерея


А.А. Пластов. Весна. 1954. х.м.


Ф.П. Решетников. «Опять двойка!». Х.М. 1952. Третьяковская галерея

На фоне сражений, разворачивающихся сегодня в Москве за нежилой фонд, даже если при этом ущемляются интересы культуры, трудно надеяться на благополучный исход архитектурных «реформ» на Верхней Масловке. Давно запланированная реконструкция — вроде бы не снос, не уничтожение. Однако в соответствии с утвержденными документами «при реконструкции могут осуществляться изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых оснований — их частичная разборка». Главное, допустимо «изменение первоначального функционального назначения некоторых помещений».

Иными словами, покидая мастерские, художники не обязательно получат их обратно в прежнем виде. В эти дни мастерские опечатывают на срок до 2 ноября: поводом послужили неисправности электропроводки и требования пожарных. Впрочем, ремонтные работы должны вестись в коридорах, а не в индивидуальных помещениях, но зачем тогда их опечатывать? Подобные несуразности и давняя угроза потерять мастерские сегодня вновь порождают волны взаимоисключающих предположений и слухов. Похоже, у только что созданного в Москве Общественного совета по культурным центрам в ближайшее время прибавится много работы.

(c) Сергей Сафонов. 16.10.2008

Корабль искусств
На пустыре, где находились павильоны, в 1930-ом году было принято решение построить комплекс зданий, напоминающий корабль — «корабль искусств», под общим названием «Городок художников», чтобы создать своеобразную профессиональную коммуну. Вполне обычная идея для того периода, если вспомнить жилые дома возле Большого театра для танцоров и певцов, квартиры музыкантов близ консерватории и «Дом на набережной» для работников Центрального Комитета.

Теперь осталось только сохранить — провести капитальный ремонт зданий, укрепить осыпающийся фасад, организовать художественную галерею и архивный музей. Лично мне отсутствие исторического архива и галереи, посвященных художникам Верхней Масловки, кажется вопиющей несправедливостью.

В последнее время гораздо больше внимания уделяется дореволюционным постройкам. Пример тому — возвращение прежнего статуса Путевому дворцу, который находится в непосредственной близости от «городка художников». Здесь усилено ведутся реставрационные работы по восстановлению фасада, внутренних инженерных конструкций, интерьеров и прочих элементов. Раз зашла речь об этом архитектурном памятнике, то вкратце расскажу и о нем.

Путевой дворец, расположенный по соседству со стадионом «Динамо», был построен Матвеем Казаковым по приказу императрицы Екатериной Второй в честь успешного завершения русско-турецкой войны и служил в качестве гостиницы для знатных особ. Здесь часто останавливались русские государи по пути из Петербурга в Москву. И не только русские. В 1812-ом году в Путевом дворце проживал Наполеон I Бонапарт, откуда руководил наступлением на Москву.

Упоминал о дворце и Михаил Юрьевич Лермонтов:
«Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни»

Согласно новому проекту, здание Путевого дворца в Москве частично будет отведено для музея. Оставшиеся помещения займут двадцать восемь номеров элитного отеля.




Представители русского дворянства у дворца в Петровском парке
на Коронационных торжествах 1896 года в Москве
Российская Империя в фотографиях

Вполне вероятно, кого-то оскорбляет подобное обращение с памятниками архитектуры, но у меня не вызывает никакого смущения тот факт, что в старинных особняках размещаются представительства банков, фирм и прочих коммерческих структур. Тем более, что сие — едва ли не единственная возможность не только сохранить, но и привести памятники в должный вид. В качестве примера приведу любопытное здание, которое обнаружил во время недавней прогулки по улицам, прилегающим к Верхней Масловке:


Разве можно было спасти этот чудесный домишко, не сдав его в аренду владельцам кафе и антикварного магазина? Выглядит он гораздо лучше, чем большинство зданий в арбатских переулках, которые якобы охраняет государство, не правда ли?

Ваш Дмитрий Иванович Беспалов. Опубликовано 14 июня 2008


Верхняя Масловка, 18

Деревянная Москва. Прогулка 6


Верхняя Масловка, 18

Из записки Отдела науки и культуры ЦК КПСС «О состоянии советского изобразительного искусства». 6 июля 1954 г.

В связи с ослаблением идейно-воспитательной работы за последнее время среди художников оживились формалистические и эстетские настроения. При обсуждении художественных выставок поднимаются на щит художники, еще не преодолевшие формалистических пережитков в своем искусстве (А. Дейнека, С. Герасимов, М. Сарьян, А. Матвеев, А. Гончаров и другие). Творчество этих художников выдается за подлинное искусство в противовес якобы «официальному», «регламентированному» и «засушенному» искусству таких советских художников-реалистов, как Б. Иогансон, В. Ефанов, Г. Горелов, Ф. Решетников, А. Грицай, А. Лактионов и другие. На общем собрании Московского союза художников в апреле с.г. художники Елисеев, Богородский, Писарев, Костин и другие требовали предоставить художникам «свободу творчества» и освободить искусство от «нудной» административной опеки.

Эстетски настроенные художники и критики тенденциозно раздувают значение творчества скульптора Эрьзи, находящегося под сильным влиянием буржуазно-модернистского искусства. В его мастерскую организуется паломничество студенческой молодежи. Творчество Эрьзи трактуется как пример и образец «подлинного искусства», а все советское реалистическое искусство охаивается.

Особенно обнаженно нездоровые эстетские настроения в отношении советского искусства выражены в повести И. Эренбурга «Оттепель». В ней показаны два советских художника Сабуров и Пухов, которые якобы олицетворяют современное состояние нашего искусства. Сабуров живет в трущобе впроголодь, пишет только интимные пейзажи и портреты своей жены. Его картины на выставках не показывают, их никто не покупает. И. Эренбург считает, что Сабуров – подлинный мастер, а его работы – истинное искусство, которое в настоящее время никто не понимает, но поймут будущие поколения.

По Эренбургу, в Советском Союзе поощряются только антиподы Сабурова – халтурщики, гоняющиеся за «ударными» темами. Художник Владимир Пухов именно и является таким. Он не верит в искусство, цинично признается, что халтурит, создавая картины на производственные темы. Халтурой он называет и свою работу по оформлению Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В его уста Эренбург вложил клеветнические мысли о советской действительности и искусстве: «Теперь все кричат об искусстве, и никто его не любит – такова эпоха» и еще: «Рафаэля теперь не приняли бы в Союз художников». Путем противопоставления двух художников Эренбург подводит читателя к выводу, что в СССР якобы нет подлинного искусства, процветают приспособленцы, а хорошие художники голодают. Приверженность И. Эренбурга к французской «модной» живописи известна. В защиту этого искусства он и выступает в повести «Оттепель». Повесть получила широкое распространение среди художников и оказывает вредное влияние на молодежь.

Хрущев Н.С. Встреча с деятелями литературы и искусства 17 декабря 1962 г.

"Хрущёв - ... Товарищ Полянский вот, видите, какой он молодой сидит. Он мне рассказал, что недавно имел семейное торжество. Выдал дочь замуж. И вот, он говорит, сошлась молодежь на свадьбу. Один студент пришел на эту свадьбу приглашенный и принес молодым подарок. «Вот, - говорит, - картина». Я, говорит Полянский, посмотрел эту картину и спрашиваю: «А что это? Что тут изображено?» - «Как, разве вы не видите, что это?! Это же лимон». - «Как же? Лимона здесь нет», - отвечает Полянский. «А вам что, обязательно, чтобы он был круглый? - говорит студент. - Вот вам лимон - желтая полоска на этой картине». Товарищи, если это изображение лимона, если это картина, то тогда новорожденный ребенок тоже уже художник. Это лимон?!! Ну товарищи, разве это живопись??? Товарищи!!! Но я не понимаю, товарищи, вот это самое, товарищи. Вот скульптура Неизвестного. Это скульптура? Вы меня извините, я с ними беседовал, и когда я это посмотрел, я, это, спросил их: «Слушайте, вы, товарищи, а вы настоящие ли мужчины? Не педерасты вы, извините? - говорю. - Это же педерастия в искусстве, а не искусство». Так почему, я говорю, педерастам десять лет дают, а этим орден должен быть? Почему? (Аплодисменты.) Если общественность судит это как преступление, то оно и касается этих двух типов. А это больше, чем! потому что он творит, и он, так сказать, хочет воздействовать на общественность. Он же это не для себя, не для украшения своего дома делает....

Я когда-то, года два или три, был у этих художников, когда я к этим художникам-новаторам пришел в Манеж. Там тоже довольно приличный молодой человек выставил свою картину и назвал ее «Автопортрет». Как его фамилия? Жутковский? Ах, нет, Жутовский. Ну и фамилия! Так я хотел, вы меня извините за некоторую грубость, я хотел взять два автопортрета, рядом поставить, и, я сказал, мне их подготовили. Возьмите мне лист картона и вырежьте там дыру. Если эту дыру наложить на автопортрет этого Жутковского или Жуковского, и чтоб вы метра на четыре удалились, и спросить вас, это какая часть тела человека изображена, то девяносто пять процентов ошибется. Кто скажет «лицо», а кто скажет другое. Потому что сходство с этим другим полное. И это живопись?!!

А давайте этого товарища сюда. Вы можете спорить, вам, может быть, это не нравится - манера, почерк художника - это тонкости и споры между художниками. Но простой человек должен видеть, что это нормальный человек, красивый человек. Что и требуется от художника - приятность...

У нас художники - они как шпионы... Сами нарисуют, а потом не понимают, что нарисовали. Зашифровали, значит, так... И они вместе собираются... капелька по капельке... как поток целый. И говорят, что они наши друзья...

Вот мы недавно отмечали пятьсот лет со дня рождения этого художника - Леонардо да Винчи. Политбюро приняло постановление, чтобы пятьсот лет отметить. Срок немалый, потому что художник его заслужил. Вы на его картины посмотрите... он итальянец, я не был в Италии, а смотрю - и все понятно. Почему? Потому что с душой рисовал. А у нас? Мы сейчас правильные решения примем, но если мы будем щуриться и делать вид, что не замечаем, как у нас под боком провокации под маской художники устраивают, то никакая умная резолюция не поможет... Голоса: «Правильно»

Хрущев: - Я сам знаю, что правильно... Тут у нас доводят ситуацию до абсурда... «Художник», - мне говорят. Ну и что, что художник. А чем он лучше простого рабочего? «Войти в положение надо - натура». А что получается, товарищи? Вот он стоит, как Наполеон, на берегу реки, руки скрестив, а мимо него по реке, извиняюсь, дерьмо плывет, а мы на это смотреть должны. И это вы называете искусством...

Астрологический прогноз на 2009 год (c) Михаил Левин

Основным астрологическим событием следующего года будет, несомненно, противостояние Сатурна с Ураном. В греческой мифологии эти два бога вечно борются между собой: Кронос (Сатурн) вечно свергает с трона своего отца - Урана. Но на Земле в этом году будет происходить обратное. Уран, любитель резких перемен, будет пытаться нарушить привычную стабильность жизни, которая связана с Сатурном. Противостояние этих планет уже началось и будет продолжаться до сентября 2010 года. Аспект этот повторяется раз в 45-46 лет, прошлый раз он стоял на небе с 1964 по 1967 год и привёл к заметным изменениям в жизни всей страны. Тогда произошла смена власти, ушёл Хрущёв в октябре 1964 года в результате дворцового переворота (Сахаров назвал этот переворот "малой Октябрьской революцией"). Постепенно к концу 1966 -началу 1967 Брежнев укрепился у власти, сместив большую часть прежнего руководства. Вообще те четыре года были началом серьёзных перемен в мире. В Китае в 1966 началась "культурная революция". В Париже весной 1967 начались студенческие волнения в Сорбонне, которые через год вызвали массовые демонстрации в Париже и привели к уходу правительства де Голля. В Праге в 1967 началась так называемая "пражская весна", а через год в ответ на неё СССР ввёл войска в Чехословакию. В Индии потерпело поражение правительство Индиры Ганди, произошел военный переворот в Греции. На Ближнем Востоке 5 июня 1967 года началась "шестидневная" война, последствия которой продолжаются до сих пор. В 1965 начались американские бомбёжки Северного Вьетнама. В Союзе прошли первые процессы над диссидентами, а в США началось антивоенное студенческое движение. В общем, волна политических кризисов с длительными последствиями прокатилась по всему миру.

Ещё более раннее противостояние Сатурна с Ураном проходило с 1917 по 1920 годы. Это были годы, связанные с окончанием I Мировой войны и послевоенным переделом мира. А в России - революция и гражданская война.

Противостояние 2009 года не будет иметь таких сокрушительных последствий, как два предыдущих, поскольку в 1964-1968 годах в соединении с Ураном был ещё и Плутон. А в 1917 Сатурн соединялся с Нептуном. На этот раз подобных соединений нет, поэтому таких сильных последствий ждать не следует. Но всё равно год будет очень нестабильным. Наиболее существенные изменения должны происходить в экономике и на биржах.

Художественное восприятие
Развитие способов эстетической оценки

7. Идеологическая диверсия. Когда все аргументы критического характера исчерпаны, остается последний. Это, так сказать, тяжелая артиллерия, которая бьёт безотказно в соответствии со старой поговоркой: "Пушечный выстрел - последний аргумент короля". Дело в том, что больного нельзя ни судить, ни казнить. Идеологического же "диверсанта", согласно обывательским представлениям, не только можно, но и должно.
Хотя термин "идеологическая диверсия" был изобретен, по-видимому, только в ХХ в. и является детищем тоталитаризма, соответствующее ему понятие имеет давнее происхождение.

Из сказанного ясно, что даже положительные действия вкуса могут стать социально опасными. Однако это только "цветочки" по сравнению с теми "ягодками", которые несут с собой отрицательные действия вкуса. Самой мягкой формой последних являются действия, так сказать, обратные положительным: отказ от допуска картины на выставку, отказ в покупке, перемещение в запасник или удаление из музея вообще, замалчивание в печати, ликвидация уже выпущенных репродукций и т.п.

Во всех указанных случаях снижается статус художественного произведения в глазах общества, но как материальное образование оно остаётся неуязвимым. Более серьезной для его судьбы является переделка его или самим автором или кем-то другим, продиктованная переоценкой произведения. Любопытный пример подобной переделки дают некоторые соцреалистические картины. Так, один из советских художников после ХХ съезда КПСС удалил с картины, посвященной приему школьников в комсомол, бюст Сталина, написанный ранее им самим. Нетрудно заметить, что это существенно изменило содержание картины, ибо этот бюст играл в ней важную идеологическую роль, олицетворяя идею воспитания молодежи с детских лет в духе фанатической преданности тоталитарному государству.


Прием в комсомол (до ХХ съезда КПСС) / худ. С.Григорьев
Прием в комсомол (после ХХ съезда КПСС) / худ. С.Григорьев

Групповые фотографии художников


Три Федора: Богородский Ф.С., Решетников Ф.П., Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых)


Неизв., Ф.С.Богородский, Ф.П.Решетников, А.А.Пластов, П.П.Соколов-Скаля (Из книги воспоминаний Т.В.Хвостенко )


«Бубновый валет», 1941 г. Рождественский, Лентулов, Кончаловский, Куприн, Машков, Осмеркин (Из книги воспоминаний Хвостенко Т.В.)


В академической мастерской. Сл.напр.: Б.В.Щербаков, Ф.Г.Кричевский, М.Л.Панин, [?], М.Б.Греков, И.Г.Мясоедов.


М.Б.Греков на выставке "XV лет РККА". 1933. Сл.напр.: С.М.Спирин, И.Г.Дроздоа, М.Б.Греков, И.Ф.Колесников, Г.Н.Горелов, В.А.Зверев, В.Н.Яковлев, Е.М.Чепцов, М.И.Авилов, В.А.Кузнецов, И.А.Владимиров, Н.И.Дормидонтов, С.А.Павлов.


А.Л. Грекова и М.Б. Греков. 1916.


Н.С.Самокиш (1860—1944) с учениками перед отправкой на фронт 1й Мировой войны. Из газетной публикации (1915) (в правом нижнем углу — эмблема сайта художников Верхней Масловки).


Н.С.Самокиш, «Тройка (на разгоне)». «Изображение лошади — это та стихия, в которой художник чувствует себя свободно. Здесь он виртуоз своего дела.»


Н.С.Самокиш «Тройка», конец XIX века.


Н.С.Самокиш «Бой за знамя. Атака». (1922)



Н.С.Самокиш «На постой», конец XIX века


М.Б.Греков «Конармейская тачанка». 1933


М.Б.Греков «Ночная разведка». 1924
М.Б.Греков «Чертов мост». 1931


М.Б.Греков «Вступление полка им.Володарского в Новочеркасск»


М.Б.Греков «Конница на привале. 29-й Кавалерийский полк в Бухаре». 1930


М.Б.Греков «Трубачи Первой конной армии». 1934
Subscribe

  • 29 апреля

    Юрий Иванович Пименов (1903 – 1977) Сейчас попадёт!

  • Алтай

    На Обских берегах Уже вовсю цветут ирисы :)

  • С праздником!

    Вербное Воскресенье Вячеслав Шварц. «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти». 1865 г.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • 29 апреля

    Юрий Иванович Пименов (1903 – 1977) Сейчас попадёт!

  • Алтай

    На Обских берегах Уже вовсю цветут ирисы :)

  • С праздником!

    Вербное Воскресенье Вячеслав Шварц. «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти». 1865 г.…