allerleiten (allerleiten) wrote,
allerleiten
allerleiten

Усадьбы и дворцы Москвы



Дворец Н.А. Дурасова - «Люблино милое, где легкий, светлый дом»

Родоначальник Дурасовых, Иван Дмитриевич, приехал из Польши на службу к Ивану III, и с тех пор Дурасовы честно «служили дворянские службы в разных чинах», так что новый владелец тоже принадлежал к старинному роду. А его мать Аграфена Ивановна была дочерью уральского горнопромышленника Мясникова. Все четыре дочери Мясникова – тетки Дурасова – остались в памяти Москвы. Дарья Мясникова, ставшая женой А.И. Пашкова, построила себе усадьбу на Моховой, которую теперь занимает Московский университет. Екатерина вышла замуж за сенатора Г.И. Козицкого, который построил для нее дворец на Тверской – ныне Елисеевский гастроном да еще и назвал в честь любимой супруги местный Козицкий переулок. Ирина Мясникова повенчалась с П.А. Бекетовым и стала владелицей Зюзина, когда-то принадлежавшего боярыне Морозовой. Аграфена стала женой бригадира А.Н. Дурасова, выстроившего великолепный дворец на Покровском бульваре, который оставил имя Дурасовскому переулку.
Их сын Николай и приобрел Люблино по случаю выхода в отставку. Имение было почти заброшено, скудно, пустынно, и он мог свободно строить в нем все, что хотел, воплощая все причуды фантазии. Баснословное фамильное богатство – 2 завода и полторы тысячи крепостных, подмосковное владение близ города Пушкина и усадьба в Симбирской губернии (кстати, описанная восхищенным С.Т. Аксаковым в книге «Детские годы Багрова-внука») – давало ему свободу жить так, как хотелось, за что Дурасов и его родственники получили прозвище «евангельских богачей».

По легенде, тщеславный чудак особенно мечтал получить орден святой Анны, не имея никаких наград. А ему хотелось отличиться с такими-то капиталами! Орден сей учредила императрица Анна Иоанновна: он представлял собой равноконечный крест из темно-рубинового стекла с круглым медальоном, в котором находилось изображение святой Анны. Концы креста были соединены ажурным орнаментом. Со временем Аннинский орден был полузабыт, и только Павел I восстановил его в день своей коронации в 1797 году.

По преданию, одним из первых император наградил этим орденом Николая Дурасова. И будто бы, получив вожделенную награду, «свежий кавалер» купил Люблино и пригласил архитекторов Родиона Казакова и Ивана Еготова, которые тогда работали в Кузьминках, увековечить свою мечту в камне: выстроить дворец, символически запечатлевший орден святой Анны. В план трехэтажного дома положен равноконечный крест с кругом посередине, а концы креста соединены круглой колоннадой. Внутренняя планировка вторит общему замыслу сочетания креста и круга: в центре первого этажа находится круглый парадный зал, на втором этаже – такой же зал, но поменьше. От круглых залов с четырех сторон, как стороны креста, отходят боковые комнаты. Здание завершал большой купол, увенчанный статуей Аполлона – покровителя искусств, к которым был весьма склонен хозяин имения. Уникальность расположения и планировки дворца состояла и в том, что из всех его окон открывались дивные дальние панорамы: видны были Коломенское, Николо-Перервинский монастырь, Москва-река и даже кремлевские башни с куполами соборов. Дурасов не стал строить себе домовой церкви. Рядом был монастырь, а главное, хозяин не собирался здесь жить: по преданию, он даже ни разу не заночевал здесь. Он построил сугубо увеселительный дворец, «богатый приятностями и гостеприимством», где задавал свои роскошные пиры и балы.

Ученые считают, что легенду про орден придумали следующие владельцы имения уже после смерти Дурасова – для привлечения публики в Люблино. Под сомнение ставят даже сам факт награждения Дурасова этим орденом, хотя и не опровергают его. Реальными прототипами люблинского дворца называют и сельские дома около Рима, и творения итальянца Андреа Палладио, и переработанный проект «храма изящных искусств» теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа, и даже проект «салона Аполлона» в Версале, созданный Никодемусом Тессином Младшим для короля-солнца Людовика XIV. И особенно «русский Версаль» – императорский Павловск.



Дворец Дурасова
«Дворец Дурасова» на Фото.Сайте

Трехэтажный дворец расписан фресками, в числе которых плафон Джеромо Скотти "Пир Вакха на Наксосе". Возле него стояла статуя Молчания, которая приобрела символическое значение во время революционного разорения Люблина.

«В одном из залов уцелел ещё превосходный плафон Скотти; но нет уже ещё недавно здесь стоявшей старинной мебели ¾ кресел и диванов карельской березы, украшенных подлокотниками в виде грифонов и лебедей, деревянных резных и позолоченных торшеров, бронзы люстр, часов и канделябров. Всё это ушло, расхищенное и поломанное… И рисуется символом текущих лет стоящая на одной из [террас] фигура античного божества Молчания, фигура, приложившая к своим каменным устам палец…»

А.Н. Греч. Венок усадьбам (c) САДЫ И ВРЕМЯ



Люблино. Купольный зал с фреской Д.Скотти


Люблино. Дворец. Д.Скотти. Пир Вакха на Наксосе. Плафон столовой

Считается, что проект люблинской усадьбы принадлежит Родиону Казакову, а Еготов лишь воплощал его. Дом Дурасова представлял собой храм искусства, ибо архитектура классицизма тяготела к античности. Парадная «половина» дворца на первом этаже состояла из трех роскошных залов, каждый со своим предназначением. Центральный Круглый зал служил столовой, в Колонном, или Розовом, зале, названном по цвету стен, была гостиная. Третий, необыкновенно красивый Мраморный зал, отделанный под мрамор разных оттенков, был романтическим залом для влюбленных – в нем давали балы. Расписывал эти залы знаменитый итальянский живописец Д. Скотти, а барельефы делал русский крепостной мастер по имени Лука. На третьем этаже устроен роскошный бельведер с круглым залом и окнами на четыре стороны света.


Розовый Колонный зал

Бал в стиле "ампир"
«Бал в стиле "ампир" в Дурасовском дворце» на Яндекс.Фотках

Бал в Дурасовском дворце Дворец Дурасовых
«Бал в Дурасовском дворце» на Яндекс.Фотках
«Дворец Дурасовых» на Яндекс.Фотках

В Дурасовском дворце
«В Дурасовском дворце» на Яндекс.Фотках

* «Исторические костюмы, балы» (c) azdanova

- Скажите, пожалуйста, как называется ваш клуб или творческое объединение?
- Наше увлечение - исторические танцы, таких клубов в Москве несколько...
- я тоже хочу к вам! и чтоб потрогать (или примерить) такую красоту!
- Так добро пожаловать!!!
- Какая красота!
Я тоже хочу сшить бальное платье, но не могу решиться, да и времени нет.
А выкройки вы сами делаете?
- Если очень хочется - надо срочно шить! Нельзя себе отказывать в женских радостях.
С удовольствием подскажу, что смогу.
- дамы из 19 века, а выглядят супер.
- То есть хорошо сохранились? Стараемся!
- я просто не нахожу слов от восторга! скажите, плиз, а где проходят Ваши замечательные балы и как бы на них попасть, посмотреть, поснимать?.....
- Так вот прямо сейчас с бала... Поэтому только отвечаю на комментарии, не делаю ответных визитов. Визиты завтра...
А если Вы в Москве, так я вам подскажу, что, где, когда...


На балу в екатерининском дворце. Царицыно

Дворец, стоящий на берегу пруда, окружал парк с большим плодовым хозяйством. В оранжереях Люблина выращивались апельсины, ананасы и финики. Любители экзотических растений сравнивали их со знаменитыми оранжереями Кускова и ботанической коллекцией усадьбы Горенки. Подобно Кускову, усадьба предназначалась для широких приемов и гуляний.

«Кусковские оранжереи удивляют количеством и огромностью своих померанцевых деревьев и богатством произрастений, но не так чисто содержимы как люблинские; последние несравненно приятнее и роскошнее; видно, что за всем бдительно наблюдает сам хозяин, которого как нарочно тут и повстречали. Он в продолжение всей зимы имеет привычку по воскресным дням обедать с приятелем в люблинских своих оранжереях.
Не предполагая этой встречи, мы было сами хотели завтракать в зелени, ins Grűne, для чего привезли с собой кой-какой провизии; но гостеприимный Н.А.Дурасов этого не допустил. Он видел Петра Ивановича [Богданова] в доме родственника своего, бригадира Мельгунова, и тот час же пригласил нас обедать с ним вместе. Сколько мы не отговаривались (разумея из церемонии), но он настоял, говоря, что отказ наш его обидит. Он очень богат, а еще более радушен»

С.П. Жихарев. Записки современника


Хлебосольный Дурасов любил не только угощать, но и удивлять своих многочисленных гостей. Он мог пригласить к столу богатого вельможу и бедного студента, расположившегося в парке перекусить на травке, уверяя, что отказ очень его обидит. Стол всегда был накрыт на 30 кувертов, а готовила на всех одна крепостная кухарка, причем из снеди, производимой в хозяйских угодьях: стерлядь, судаки и раки из люблинских прудов, спаржа с огородов, телятина со скотного двора и даже собственное вино наподобие шампанского из дурасовских крымских деревень! Недаром поэт Дмитриев выразился, что «Дурасов жил в Люблино, как сатрап». Хозяин имел странную привычку ругать свое угощение. В ответ на восторженные похвалы гостей он добродушно отнекивался: «Дрянь-с, совершенная дрянь-с!» Зато если замечал, что гостю понравилось его вино, он приказывал положить несколько бутылок ему в экипаж. Есть и другое мнение: Дурасов разыгрывал гостей, уверяя, что все кушанья – «домашние», а простаки попадались на эту удочку и разносили это по всей Москве.

В 1812 году Люблино не пострадало именно благодаря пиршествам Дурасова. Количество и качество припасенной провизии привлекли внимание французских генералов. В то время как в сожженной Москве непрошенные гости поедали ворон, высшее командование плотно обедало в доме у Дурасова (хотя сам хозяин переживал войну в своем симбирском имении), вследствие чего усадьба не была разорена.

Рядом с дворцом располагались здания театра и театральной школы, где актеры обучались сценическому мастерству. Крепостной театр Дурасова не уступал шереметевскому. Его труппой руководил знаменитый актер Петр Алексеевич Плавильщиков, выступавший на сцене Петровского, а потом Императорского театра в Москве. И здесь Дурасов не изменял своей привычке. В 1806 году он дал в Люблино праздник в честь самой княгини Е.Р. Дашковой. Ее компаньонка вспоминала, что маленького и подвижного хозяина можно было принять скорее за карлика, а не за рыцаря этого волшебного дворца. Гостей развлекали в театре пьесами и балетом, а барин извинялся за «совершенное убожество» того, что они видят – дескать, все остальные люди заняты на полевых работах.

О дурасовском театре знали даже в Петербурге. В мае 1818 года его лично посетила вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга Павла I. Она была потрясена актерами, потом осмотрела усадьбу, отобрала себе в оранжерее понравившиеся растения, наградила садовника и отобедала у хозяина, который дал в ее честь самый торжественный прием, ставший последним дурасовским праздником в Люблино.

Известная английская мемуаристка Кэтрин Вильмонт, сопровождавшая Екатерину Романовну Дашкову во время ее визита в Люблино в 1806 году, описывала роскошь приема и богатство пейзажных сцен:

"Все гости собрались на открытой колоннаде — мраморные ступеньки покрыты благоухающим ковром из арабского и персидского жасмина, гвоздики, роз, герани. Ступени ведут к затененной деревьями лужайке у края воды. С этого восхитительного места можно увидеть кущи деревьев и поляны, рощи и озера, долины и холмы, раскинутые тут и там, а завершают картину блестящие купола Москвы, сияющие азиатской роскошью. Не буду повторяться насчет великолепия стола, все было, как в волшебном дворце. Но невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря — владельца такого изумительного поместья. После обеда мы прогуливались, а вечером все снова собрались на театральном представлении. В перерыве между пьесой и фарсом был балет. Хозяин почтительнейше извинялся за “убожество того, что мы видим”, объясняя это занятостью людей на уборке урожая. На самом деле здание театра было роскошным, а представление очень хорошим. Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками; вскуривали благовония”.

В память об августейшем посещении в одном из залов установили бронзовый бюст императрицы. Уже в июне того же года Дурасов умер от случайного заражения крови. «Добрый был человек. Весь город жалеет о смерти его», – так отозвались на его кончину современники.

Люблинский парк

Летняя улица, дом 1, дворец Н.А.Дурасова
Летняя улица, дом 7, оранжерея

Московский дворец Н.А. Дурасова в 1948 году занял Институт океанологии АН СССР и освободил его только в наше недавнее время, когда эксплуатировать здание, кстати, находившееся под охраной государства, уже было невозможно. Исторический памятник пребывал в изуродованном состоянии, но сохранил свою планировку и крупицы подлинного интерьера. Оттого удалось провести научную реставрацию этой архитектурной жемчужины, которая обрела свой первозданный «дурасовский» облик. Строили различные планы дальнейшей эксплуатации дворца, в частности, в нем хотели разместить банк, но решением мэра он был оставлен как музей. Интересно, что именно благодаря этому дворцу появилась новая станция московского метро «Волжская», которая не планировалась. Рядом должна была открыться станция «Люблино», но ее прокладку в охраняемой исторической зоне отклонили, и эту станцию отодвинули на километр, а вместо нее в отдалении построили дополнительную станцию «Волжская».

Восстановленный дворец стал гордостью района Люблино, хотя сотрудники музея сетуют, что о нем практически ничего не знают даже местные жители, не говоря об остальных москвичах. А ведь это оригинальнейший образец московского классицизма, подлинный исторический памятник (не новодел!), и все это возрожденное великолепие теперь можно увидеть своими глазами.

* P.S. В прошлое воскресенье побывала как раз в Дурасовском дворце, который открылся после реставрации в 2005 году. Действительно, служителей музея в нем даже больше, чем посетителей, но теперь в этих залах с прекрасной акустикой и многократно повторяющимся эхо под центральными плафонами, проводятся музыкальные вечера для любителей классической музыки.
Например, 3 августа в 17:00. Концетр цикла "Музыка старинной усадьбы".
Играет "Мессиан квартет". Прозвучит музыка Д.Скарлатти, Р.Шумана, Ф.Пуленка, Дж.Гершвина, Э.Шоссона.
Вход - по билетам музея, цена билета - 50 руб.

Если не уеду на дачу, то непременно зайду послушать.
И даже просто прогуляться по тенистым аллеям парка, по берегу пруда с лодками, водными велосипедами и стайками уток, по полянам с душистой, скошенной травой, понаблюдать за отдыхающей публикой, с детьми, собаками и шашлыками, играющими в волейбол и бадминтон или разъезжающими на велосипедах по асфальтированным дорожкам парка - такая прогулка на свежем воздухе уже сама по себе большое удовольствие для меня :)
Одним словом, все в сад, на волю, на природу, пока не грянули морозы :))
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments