allerleiten (allerleiten) wrote,
allerleiten
allerleiten

Category:

Прогулки по Москве-7



В ЛАБИРИНТЕ АРБАТСКИХ ПЕРЕУЛКОВ

(c) Романюк С. К. "Из истории Московских переулков"

Между Пречистенкой и Арбатом.

Сивцев Вражек, Филипповский, Большой и Малый Афанасьевские перeулки


Старинный московский переулок Сивцев Вражек получил название по небольшому оврагу, или "вражку", по дну которого протекал ручей Сивец. О нем вспоминал П. А. Кропоткин, родившийся в 1842 г. и проведший детство недалеко отсюда: "Сивцев Вражек с его бурным ручьем, несшимся весною, во время таяния снегов, вниз к Пречистенскому бульвару..." Ручей впадал в приток Москвы-реки Черторый, воды которого были заключены в трубу под проездом Гоголевского бульвара.

Отсюда начинается самый длинный в этом районе переулок Сивцев Вражек, образовавшийся после застройки обоих берегов ручья.


Гоголевский бульвар, 1/17. Вправо отходит переулок Сивцев Вражек.

За пятиэтажным зданием на углу с Гоголевским бульваром (№ 1/17) находится яркий, с пышными украшениями дом под № 3/18 (1898, архитектор И. С. Кузнецов), владельцем которого была Шервуд-Верная, обладательница фамилии, напоминающей нам трагическую историю предательства декабристов. Некий унтер-офицер И. Шервуд, посвященный в тайные замыслы Декабристского движения, донес о них, удостоился аудиенции у самого императора и после разгрома декабристов в благодарность за донос получил потомственное дворянство и приставку "Верный" к своей фамилии, которая кое-кем произносилась - "Скверный".

С этим щедро украшенным домом контрастирует один из первых крупных жилых домов, возведенных в переулке в советское время (№ 7, 1933 - 1937 гг., архитекторы В. А. Симкин, С. В. Князев).


пер. Сивцев Вражек, 7/17; Б. Афанасьевский пер., 17/7

На его месте были дома, где в 1770-х гг. жил профессор Московского университета юрист С. Е. Десницкий, а через столетие - поэт Л. И. Пальмин. В 1920-х - начале 1930-х гг. здесь жил искусствовед А. А. Сидоров.

В соседнем, одном из новых жилых домов (№ 9), появившихся в арбатских переулках недавно, провел последние годы жизни скульптор Е. В. Вучетич.


*Во время прогулки по Сивцеву Вражку заглянула во двор этого дома и обнаружила там вот такие скульптурные композиции :)

Сквер возле дома 9 по переулку Сивцев Вражек рядом с государственным музеем "Дом Бурганова" (официальный адрес - Большой Афанасьевский переулок, дом 15 строение 9).

Московский государственный музей "Дом Бурганова" в Большом Афанасьевском переулке продолжает свой долгосрочный проект "Музей под открытым небом". Территория арбатских переулков, прилегающих к музею, уже давно покрылась постоянно пополняющейся серией скульптурных объектов, призванных разнообразить небогатые на художественные впечатления московские дворики.


Галерея «Люди-Легенды»
Кумиры нашей культуры возвращаются в Москву

Андрей Тарковский * Иван Бунин * Рудольф Нуриев * Иосиф Бродский


До строительства этого дома здесь находилось трехэтажное здание, в котором с 1919 до 1958 г. жил литературовед и историк Б. П. Козмин. В его квартире бывали многие ученые и писатели и в их числе В. Я. Брюсов, А. А. Блок, Ю. Балтрушайтис, К. И. Чуковский, Ю. Г. Оксман, Д. Д. Благой.

В доме № 19 (1911, архитектор Н. И. Жерихов) на шестом этаже в "огромной неуютной квартире" родственников мужа с октября 1911 г. до начала марта 1912 г. жила поэтесса М. И. Цветаева. Здесь в начале 1912 г. останавливался поэт М. А. Волошин.


пер. Сивцев Вражек, 19

На углу со Староконюшенным переулком - один из первенцев советского строительства здесь (№ 15). Сложный в плане, похожем на букву "Ж", но без ее вертикальной перекладины, он был построен по проекту Д. С. Лебедева. В доме в 1930-е гг. жил экономист Е. С. Варга. Недалеко от этого здания было выстроено примерно в то же время (1929 - 1930) другое, предназначенное для начсостава народного комиссариата морского флота, по проекту П. А. Голосова (№ 29).


пер. Сивцев Вражек, 29/16; Б. Власьевский пер., 16/29


пер. Сивцев Вражек, 25/11; М. Власьевский пер., 11/25

Дома № 25 и 27 - уголок Москвы, тесно связанный с памятью об Александре Ивановиче Герцене. Вытянутый по Малому Власьевскому переулку угловой дом № 25/9 был приобретен отцом Герцена И. А. Яковлевым 13 апреля 1833 г. у вдовы бывшего московского главнокомандующего Е. П. Ростопчиной. Жизнь Герцена здесь, в "большом доме", как его называли, отмечена важными событиями - в июне 1834 г. он кончает университет, а в ночь на 21 июля того же года его арестовывают и препровождают отсюда в помещение полицейской части в Штатном переулке. В этот дом он возвращается только после ссылки и отсюда зимним утром 19 января 1847 г. уезжает в вечное изгнание.

Рядом по Сивцеву Вражку - еще одно здание (№ 27), напоминающее о Герцене. Это одноэтажный особняк с мезонином в три окна, который был куплен отцом Герцена в 1839 г. у братьев Павла и Алексея Тучковых - дом так и назывался - тучковский. В нем Герцен жил в 1843 - 1846 гг., его кабинет в мезонине был свидетелем встреч с Н. П. Огаревым, Т. Н. Грановским, М. С. Щепкиным, В. Г. Белинским, В. П. Боткиным, И. С. Тургеневым и многими другими литераторами, учеными, артистами. В этом доме написаны такие известные произведения Герцена, как повесть "Кто виноват?", сразу же высоко оцененные Белинским и Некрасовым "Записки доктора Крупова", статьи из цикла "Письма об изучении природы", здесь Герцен сформировался как писатель и мыслитель, тут он пережил многие испытания в семейной жизни.

Этот особняк благодаря усилиям литературной и научной общественности Москвы превратился в Музей Александра Ивановича Герцена, открытый в день его рождения 6 апреля 1976 г.

Дом-музей А. И. Герцена. Сивцев Вражек, 27

Дом-музей А. И. Герцена (Москва, пер. Сивцев Вражек, 27) — единственный в России музей, посвящённый деятельности русского писателя и мыслителя Александра Ивановича Герцена.

А. И. Герцен жил в этом доме с 1843 по 1847 гг. В музее развёрнута литературная экспозиция, освещающая жизнь и творческий путь Герцена. В экспозицию включены интерьеры, воссоздающие атмосферу кабинета и гостиной дома Герцена, уникальные портреты Герцена, членов его семьи и ближайшего окружения, редкие книги с автографами писателя, рукописи и виды мест, связанных с Герценом в России и за рубежом, личные вещи, принадлежвшие А. И. Герцену, Н. П. Огарёву и их современникам. Многие из уникальных экспонатов были переданы музею потомками А. И. Герцена.

Ампирный особняк с мезонином в три окна, построенный в 1820-х годах, позже перестраивался. Является памятником истории и архитектуры, дающий представление о распространённом виде застройки в районе Арбата в посленаполеоновское время. В советское время сохранился только благодаря тому, что в нём проживал А. И. Герцен. Остальная историческая застройка Сивцева Вражка практически полностью утрачена.

Дом даёт и представление о том, как могло выглядеть «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца», фигурирующее в романе «Двенадцать стульев». По сюжету оно находилось в доме с мезонином в Сивцевом Вражке (но на противположной стороне).



Позднее оба эти дома, как и дом № 14 в Большом Власьевском переулке, принадлежали брату Герцена, Егору Ивановичу. Он прожил на Сивцевом Вражке до почтенного возраста. Уже одинокому, ослепшему старику отец братьев Танеевых Иван Ильич Танеев, живший неподалеку - в Обуховом (ныне Чистый) переулке, ежедневно присылал обед...

В том же угловом доме (№ 25/9) в 1849 г. жил С. Т. Аксаков, а перед революцией им владели Калужские, один из которых стал известным актером, выступавшим под псевдонимом Лужский. В доме помещалась частная женская гимназия В. В. Ломоносовой, а в 1920-е гг. - школа-семилетка.

Далее вся нечетная сторона Сивцева Вражка застроена высокими домами,
местами превращающими переулок в узкое ущелье.

Между двумя современными жилыми домами (№3З и 37, 1963 г.)
зажат доходный семиэтажный дом 1913 г. - №35.

пер. Сивцев Вражек, 33.
Мемориальная доска на доме, в котором жил М.Шолохов

В доме № 31 жили маршалы И. X. Баграмян (в 1966 - 1982 гг.) и П. Ф. Батицкий (в 1966 - 1984 гг.),
в доме №33 - писатель М. А. Шолохов,
в доме №35 - певец, профессор Московской консерватории А. В. Секар-Рожанский и известный лингвист А. М. Пешковский.


пер. Сивцев Вражек, 31; 33; 35; 37/16 (Плотников пер., 16/37)

За Плотниковым переулком виднеется здание (№ 41) с оригинальным выгнутым навесом над подъездом: три этажа его левой части появились в 1884 г. (архитектор К. И. Андреев), а в 1936 - 1937 гг. старое здание было встроено в ныне существующее по проекту Н. И. Транквиллицкого.


пер. Сивцев Вражек, 41

Перед большевистским переворотом в доме находилась частная мужская гимназия 3. И. Шамониной, в 1920-х гг. он был занят медико-биологическими институтами. Последняя перестройка была осуществлена для жилого дома и лабораторий Института госсанинспекции имени Л. А. Тарасевича, известного биолога и организатора здравоохранения, который работал и жил в этом здании. Здесь же работали крупные ученые биолог Н. К. Кольцов, бывший председателем Русского евгенического общества, помещавшегося здесь, и физиолог М. Н. Шатерников. В доме жил биолог А. С. Серебровский, известный своими работами по генетике. Здесь в 1920-х гг. находился небольшой музей И. И. Мечникова. Во дворе дома - двухэтажное строение, видное из-за решетки ворот, - это еще не исследованные каменные палаты, принадлежащие, по крайней мере, к XVIII столетию.

На третьем этаже соседнего здания (№ 43), построенного в 1906 - 1907 гг. архитектором Г. К. Олтаржевским, с 1920 г. до кончины в 1942 г. жил замечательный художник М. В. Нестеров, автор таких поэтических картин, как "Видение отроку Варфоломею", "Пустынник", "Под благовест" и прекрасных портретов деятелей науки и искусства - И. П. Павлова, А. Н. Северцова, С. С. Юдина, В. И. Мухиной и многих других. Здесь же в 1910-х гг. были квартиры ученого-теплотехника, специалиста по двигателям Н. Р. Брилинга, а также исследователя русского фольклора О. Э. Озаровской.


пер. Сивцев Вражек, 43

===================================================

Вернемся к началу переулка Сивцев Вражек, к пересечению с Гоголевским бульваром.


пер. Сивцев Вражек, 2/19; Гоголевский бульв., 19/2

Сразу за парикмахерским салоном - жилой дом кооператива "Научные работники", построенный в 1928 - 1930 гг. (архитектор А. В. Самойлов). На нем - две мемориальных доски, посвященные патофизиологу академику А. А. Богомольцу и выдающемуся композитору Н. Я. Мясковскому, который поселился в этом здании в 1930 г. В этом же доме жили академик Л. С. Лейбензон, специалист по механике и подземной гидравлике, и член-корреспондент АН СССР Н. Г. Четаев, известный работами по устойчивости движения.

Рядом - дом (№ 6/2), выстроенный инженером В. И. Дзевульским в 1910-х гг. Он стоит на углу с Филипповским переулком.

Филипповский перeулок


пер. Сивцев Вражек, 6/2; Филипповский пер., 2/6

В 1959 г. его переименовали в улицу Аксакова, который жил здесь зимние месяцы 1849 - 1851 гг. в не дошедшем до нас доме № 9, проводя летние месяцы в Абрамцеве. В этом доме Аксаковых регулярно посещал Гоголь, для которого хозяева завели особый день, назвав его "вареники", любимым блюдом Гоголя, обязательно готовившимся к его приходу.


Филипповский пер., 9

На месте дома Аксаковых в 1892 г. было выстроено трехэтажное здание (архитектор Н. Г. Зеленин), где в 1900 - 1902 гг. была квартира композитора М. М. Ипполитова-Иванова, который по рекомендации Чайковского переселился из Тифлиса в Москву и стал профессором консерватории. В октябре 1900 г. сюда часто приходил Н. А. Римский-Корсаков, готовивший вместе с хозяином дома постановку "Сказки о царе Салтане" на сцене оперы Мамонтова. В этом же доме жил и один из издателей широко известного энциклопедического словаря А. Н. Гранат.

В доме № 11 находилось студенческое общежитие, открытое в двадцатую годовщину освобождения крестьян от крепостной зависимости.


Филипповский пер., 11 и 11С1

Общежитие объявляло, что при условии "несостоятельности и зачете полугодия всякий православный может получить место в нем". Об этом общежитии в многотомном издании "Живописная Россия" говорилось: "Оно было основано просвещенным купцом Лепешкиным и пожертвовано им университету. В будни этот дом живет тихой, почти монастырской жизнью. В праздники, по вечерам, особенно в зимнее время, собирается много молодого народа на вечеринки. Общежитие устроено на сорок студентов, имеет столовую (очень просторную залу, где могут беседовать, заниматься музыкой и танцами до 200 человек), библиотеку и целый ряд небольших комнат в одну и две кровати. Студенты пользуются безвозмездно полным содержанием, могут работать и у себя, и в библиотеке, предаваться занятиям с полной обеспеченностью". Основатель общежития, гласный Московской городской думы купец С. В. Лепешкин придерживался либеральных воззрений, поддерживал связи с революционными организациями и оказывал им материальную поддержку.

Рядом - одно из значительных сооружений модерна (№ 13), провозвестник архитектуры XX в. Это здание - работа архитектора И. А. Германа для типографии "Товарищества А. И. Мамонтова" (1913). Его фасад был выдвинут на конкурс лучших московских построек. Все здесь подчинено рациональной организации производства - высокие потолки, большие пролеты и огромные окна, доминирующие на фасаде, оживленном лишь крупными пилястрами почти во всю высоту здания. Сейчас здесь находится одна из больших московских типографий, долгое время носившая название "Искра революции" (и недаром - в ней печатались пропагандистские издания на десятках различных языков и эти "искры революции" рассылались по всему миру)...

Типография была построена на земле Иерусалимского подворья (т. е. представительства Иерусалимского патриарха), которому в 1818 г. передали церковь апостола Филиппа, давшую переулку имя Филипповский. По преданию, церковь стояла на загородном дворе митрополита Филиппа Колычева, того самого, который выступил против зверств Ивана Грозного и поплатился за свою смелость - был задушен опричником Малютой Скуратовым. В XVII в. церковь была приходской для Иконной слободы, находившейся в этих местах (переулок назывался также Иконным). Известно, что маленькое каменное здание церкви выстроено стольником Федором Косминым в 1688 г., с престолом во имя апостола Филиппа (теперь главный ее престол освящен в честь праздника Воскресения Словущего) и придельным - святителя Николая; с течением времени оно многократно перестраивалось и достраивалось. Особенно большая перестройка была в середине XIX в., когда к небольшому четверику основной церкви пристроили широкую трапезную, ныне от старинного храма осталась почти нетронутой только скромная шатровая колокольня с одним ярусом слухов. В 1989 г. при храме вновь открыто представительство Иерусалимского патриарха.


Филипповский пер., 20

(*) "Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа)"
Основание храма связано с именем святителя Филиппа, митрополита Московского. Ныне существующий храм построен стольником Иваном Косьминым и освящен в 1688 году во имя апостола Филиппа. В 1818 году храм стал подворьем Иерусалимского патриархата и в 1819 году был переосвящен в честь Воскресения Словущего. В 19 веке храм был сильно перестроен. В 1920-х годах подворье было закрыто, однако храм не закрывался. С 1930-х годов в нем служил известный протодиакон Михаил Холмогоров. В 1989 году восстановлено подворье.

Рядом - большой, несоразмерный со скромным обликом церкви дом подворья (1905, архитектор Г. П. Евланов). На нем между третьим и четвертым этажами помещен любопытный герб с пятиконечной звездой, происхождение которого, к сожалению, так и не удалось выяснить. К этому дому примыкает постройка (№ 16) 1908 г. архитектора О. Г. Пиотровича.


Филипповский пер., 16

Часть переулка от нее до дома № 4 (1908, архитектор К. Ф. Буров) к сожалению, лишилась старых домов, которые были связаны с некоторыми известными деятелями искусства.


Филипповский пер., 4

Так, в доме № 12 в начале 1880-х гг. жил музыкант, профессор Московской консерватории Н. Д. Кашкин, у которого бывал его друг Петр Ильич Чайковский, а в доме № 14 в 1820-е гг. жил великий русский артист Павел Мочалов, и в нем же у своего друга врача И. И. Трояновского останавливался искусствовед и художник И. Э. Грабарь.

Малый Афанасьевский перeулок

Правая сторона переулка кончается закругленным углом дома (№ 22), выстроенного в 1934 - 1936 гг. по проекту архитектора В. Д. Владимирова для постоянного представительства Туркменской ССР.


М. Афанасьевский пер., 3/22; Филипповский пер., 22/3. Посольство республики Туркмения

В объем существующего здания вошло двухэтажное строение 1908 г. (архитектор Г. П. Евланов). Так как предполагалось, что новое здание представительства будет выходить на будущий "Большой Арбат", то на его фасаде применены крупные членения с использованием национальных орнаментальных мотивов.

Здание постоянного представительства, а теперь посольства республики Туркмения, отмечает угол переулка с Малым Афанасьевским. Другой его угол образует доходный дом (№ 5/15, 1914 г., архитектор Д. В. Стерлигов), в котором в середине 1930-х гг. жил скрипач Д. Ф. Ойстрах.


М. Афанасьевский пер., 5/15; Филипповский пер., 15/5

В доме № 10 по Малому Афанасьевскому переулку находилась небольшая мастерская скульптора С. Т. Коненкова.

Большoй Афанасьевский перeулок

Угол соседнего переулка образует дом № 9/32 (1905, архитектор Н. И. Жерихов). Этот переулок называется Большим Афанасьевским, а в XVIII в. он носил название Ушаковского (часть его - от Гагаринского переулка до Сивцева Вражка называлась Юшковым) по фамилии домовладельцев.


Б. Афанасьевский переулок, 32/9; М. Афанасьевский переулок, 9/32

Переулок значительно изменил свой облик. Еще в 1948 г. в книге "Литературные экскурсии в Москве" литературовед Н. П. Анциферов, который, кстати говоря, и сам жил в этом переулке в доме №41(1903, архитектор К. В. Терской),


Б. Афанасьевский пер., 41С1

писал: "Дома под №№ от 7 до 13 создают комплекс, который позволяет и в наши дни разглядеть облик Старой Конюшенной, какой она была более ста лет назад... Богатая лепка с античными мотивами стиля ампир, чугунные решетки, фронтоны с гербами. Особенно характерен дом № 13 с полукруглым окном в глубокой амбразуре, украшенной лепкой, с крыльцом, выходящим во двор, с кронштейнами, на которых рельефы с крылатыми львами".

Из всех этих домов остались лишь дом № 7, построенный в 1852 г. (в нем в 1884 - 1895 гг. жил артист Малого театра О. П. Правдин и в 1910-х гг. жила писательница, автор многих романов, повестей, пьес и в их числе необыкновенно популярного тогда романа "Ключи счастья" А. А. Вербицкая),


Б. Афанасьевский пер., 7С1

и дом № 9, (в нем в начале 1900-х гг. жил физик А. И. Бачинский, изучавший поверхностное натяжение и вязкость жидкостей), к 1825 г. перестроенный из двухэтажного дома, числившегося за три года до этого "обгорелым каменным строением", принадлежавшим генерал-майору В. А. Урусову.


Б. Афанасьевский пер., 9. Главный дом усадьбы Урусова В.А.

Место остальных занял огромный, несоразмерный с этими тихими, уютными переулками 16-этажный типовой железобетонный дом -
пример поразительно безответственного отношения к застройке заповедной зоны Москвы.

Б. Афанасьевский пер., 11/13

С левой стороны от него - небольшой садик со скульптурами, а позади него находится двор, где скульптур еще больше.
Это так называемый "Бурганов-центр" или "Сад культуры 500 лет Арбата".


Напротив - два замечательных литературных мемориальных памятника. Один из них - одноэтажный с мезонином домик (№ 8), к которому в 1884 г. были сделаны пристройки и, вероятно, тогда же изменен фасад.


Б. Афанасьевский переулок, 8 стр.1

Здесь в конце 1920-х гг. жил Н. К. фон Мекк, погибший в застенках Лубянки. Он был сыном той самой Надежды Филаретовны, прославившейся поддержкой в течение многих лет Чайковского. Н. К. фон Мекк стал председателем правления Московско-Казанской железной дороги, был женат на племяннице Чайковского А. Л. Давыдовой. Его арестовали вместе с многими техническими интеллигентами, которым приписали образование так называемой промпартии. Это был один из первых политических процессов, инсценированных Сталиным и его приспешниками. Почти всех участников процесса расстреляли.

Этот дом, как было написано в контракте, сохранившемся в архиве, "с мезонином, крытый железом и оштукатуренный, внутри чисто раскрашенный", снял с 1 октября 1835 г. кандидат Московского университета Н. В. Станкевич, который был душой и организатором кружка молодых людей, объединенных общим интересом к философии Шеллинга и Гегеля, к литературе и истории.

Теплые воспоминания о кружке оставил Константин Аксаков, живший вместе с отцом и семьей неподалеку, в доме № 12.


Б. Афанасьевский пер., 12

Летом 1829 г. одноэтажный деревянный дом с мезонином в три окна, принадлежавший тогда коллежской секретарше Т. Д. Слепцовой, снял Сергей Тимофеевич Аксаков и прожил в нем по 1833 г. В то время, когда С. Т. Аксаков жил здесь, он служил в Московском цензурном комитете, но был вскоре уволен оттуда по приказанию Николая I за пропуск сатиры на московскую полицию под названием "12 спящих будочников". Аксаков много раз выступал в печати со статьями о русских театре и литературе. Большая и дружная аксаковская семья, их "литературные субботы" привлекали множество посетителей, и среди них был тогда еще не известный литератор, только что выпустивший в свет свои "Вечера на хуторе близ Диканьки". Николай Васильевич Гоголь приехал сюда летом 1832 г. в сопровождении М. П. Погодина. Аксаков вспоминал, что "по субботам постоянно обедали у нас и проводили вечер короткие мои приятели. В один из таких вечеров, в кабинете моем, находившемся в мезонине, играл я в карты в четверной бостон, а человека три неигравших сидели около стола. В комнате было жарко, и некоторые, в том числе и я, сидели без фраков. Вдруг Погодин, без всякого предуведомления, вошел в комнату с неизвестным мне, очень молодым человеком, подошел прямо ко мне и сказал: „Вот вам Николай Васильевич Гоголь!" Эффект был сильным. Я очень сконфузился, бросился надевать сюртук, бормоча пустые слова пошлых рекомендаций..." Второй раз Гоголь пришел через несколько дней и вместе с Аксаковым отправился в гости по-соседству, к писателю М. Н. Загоскину.

Долгие годы дом Аксакова стоял полузаброшенным и постепенно разрушался. Теперь он реставрирован, и можно надеяться, что теперь он проживет долго.

К 1868 г. на планах этого участка уже значится еще одно строение, то, что слева, с высокими полуциркульными окнами.


Б. Афанасьевский пер., 12 стр.2

В конце 1890-х гг. участок принадлежал профессору Московского университета известному медику А. А. Остроумову. В детстве здесь жил поэт П. Г. Антокольский.


Б. Афанасьевский пер., 12 стр.3; Б. Афанасьевский пер., 14; Б. Афанасьевский пер., 15

Строение рядом (№ 14) связано с революционным кружком 1860-х гг. Н. А. Ишутина, а напротив, на месте дома № 15 (1901, архитектор А. В. Флодин), где в 1910-х гг. жил режиссер К. А. Марджанишвили, была швейная мастерская, созданная при участии Ишутинского кружка.

Еще одно памятное место, но на этот раз связанное с первыми годами развития советской науки, находится в начале Б. Афанасьевского переулка. В доме № 3 в 1920-х гг. располагался Государственный электротехнический институт, где работали известные ученые-физики А. А. Глаголева-Аркадьева, С. Н. Ржевкин, К. Ф. Теодорчик, Б. А. Введенский, Н. А. Капцов, а также были квартиры психиатра В. П. Сербского (до 1917 г.), а в 1920-х гг. металлурга В. Е. Грум-Гржимайло.

Примером реставрационных работ может служить дом № 7, построенный в 1852 г. для "крестьянки Мавры Чедаевой", приспособленный для "Диалог-банка" в 1993 г.


Б. Афанасьевский пер., 7




DругаяМосква

"Помпейский" дом

Жилой дом «Amorini Dorati»
Адрес: Филипповский переулок, 13
Архитектор: Михаил Белов
Заказчик и подрядчик: группа компаний «ПИК»
Рабочее проектирование: ОАО «Стройпроект»
Фасадные работы: компания «BGS»
Выполнение и монтаж элементов декора: компания «Город богов»
Проектирование: 2002–2004
Строительство: 2004 – 2005

наше мнение

Самая эффектная декорация года. Как форма этот дом из себя ничего не представляет - коробка она и есть. Но 95 процентов архитектуры - коробки. Что же с ними делать? Белов предложил вариант: зашить коробку в невообразимо яркую и звонкую декорацию. Тема – «помпейский стиль», который звучал в Москве и раньше, но впервые стал главной темой.

мнение архитектора

Михаил Белов:

- Ваш дом в Филипповском именно этим наделал много шума: сначала там был модернистский фасад, а потом стал – помпейский. Молодые кураторы «Арх-Москвы» увидели в этом символ беспринципности московских архитекторов, а критик Григорий Ревзин, наоборот, порадовался эволюции дома от средне-современного к круто-старинному. Как все было на самом деле?
- Четыре года я делал дом. Потом, когда уже выложили фундамент, соседний брошенный участок купила третья сторона и начались проблемы у нашей стройки. А потом возникли проблемы и у соседнего участка. В результате - коллапс, а все участки скопом купила четвертая сторона - компания «ПИК». Они пришли и сказали, что все хорошо, но проект им не нравится. Спрашивают: «А вы можете что-нибудь другое сделать?» Я сначала расстроился, а потом говорю: «Хочу сделать помпейский дом». Мне это всегда нравилось, и линия эта казалась невостребованной: развитие такого вот воздушного ордера, идущего неизвестно откуда. Конечно с «героико-модернистской» позиции нужно было все бросить и оскорблено уйти. Но я не считаю себя «модернистским героем». Бросить объект было абсолютно нелепо.




===================================================

Московский дворик - в подарок :)

Москва весенне-цветущая



Театральный музей им. Бахрушина.

И пышно-декоративная


Театральный музей им. Бахрушина. Архитектор Карл Гиппиус


Москва, Тверская, 12. Архитектор Карл Гиппиус


Дом Перлова. Архитектор Карл Гиппиус

Гиппиус, Карл Карлович

Карл Карлович Ги́ппиус (1864—1941) — московский архитектор, мастер эклектики и модерна. Известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных, строитель чайного магазина Перловых на Мясницкой. Аквариумист-любитель, один из организаторов, а в советское время — главный архитектор Московского зоопарка.

Биография
Родился в семье профессора химии в Санкт-Петербурге. В 1882—1889 обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его с Большой серебряной медалью и классным званием художника-архитектора. Работал на фирму Р. И. Клейна. В 1896—1917 занимал посты штатного архитектора при Московской городской управе.

С самого начала карьеры вошёл в круг подрядчиков московских династий купцов Бахрушиных и Перловых. Первая и наиболее известная работа Гиппиуса — проект «китайских» фасада и отделки чайного магазина В. Н. и С. В. Перловых (Мясницкая улица, 19) выполнена еще под руководством Клейна в 1895—1896. В те же годы, Гиппиус самостоятельно спроектировал и построил псевдоготический особняк А. А. Бахрушина на Зацепском валу, 12 (ныне Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина), за которыми последовали сиротский приют имени Бахрушиных в Рижском переулке, проект дома бесплатных квартир имени Бахрушиных на Софийской набережной, 26, доходные дома Бахрушиных в Козицком переулке, 2 и на Тверской, 12, дом А. С. Бахрушиной на Воронцовом поле, 6 и т. д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment