allerleiten (allerleiten) wrote,
allerleiten
allerleiten

1962



ФотоСоюз - 1962 год


Первое мая 1962 года. Демонстрация трудящихся на Красной площади.


Первое мая 1962 года. Демонстрация трудящихся на Красной площади.


Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927) - «Большевик», 1920 год
Русская школа. Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1919 — 1920 годах Кустодиев пишет одну из примечательных картин первых лет революции - «Большевик». Навстречу зрителю мимо вышедших на улицы нарядных людей шагает огромная фигура с красным знаменем в руках.

Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский по размаху народный бунт. В этой картине мастер хотел выразить «чувство стихийного в большевизме», используя такой прием как гротеск. Огромная, могучая фигура большевика с красным знаменем в руках возвышается над городом и людьми.

И все таки художественное решение в картине неоднозначно. Фигуру «Большевика» художник изобразил на фоне города. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, совсем прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай!». Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок. В этом отразилось господствующее в то время преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно. Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу. Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.


Первое мая 1962 года. Демонстрация трудящихся на Красной площади.


Первое мая 1962 года. Красная площадь.


Первое мая 1962 года. На трибуне Никита Хрущев.


Первое мая 1962 года. На трибуне - Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Анастас Микоян, Михаил Суслов


Первое мая 1962 года. Военный оркестр на Красной площади.


Первое мая 1962 года. Военный парад на Красной площади


Первое мая 1962 года. На трибуне Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Анастас Микоян


Первое мая 1962 года. Демонстрация трудящихся на Красной площади.


Первое мая 1962 года. Красная площадь.


Первое мая 1962 года. Красная площадь.


Первое мая 1962 года. Парад военной техники на Красной площади.














Первое мая 1962 года. Парад военной техники на Красной площади.


Пионеры на Красной площади. Парад, посвященный 40-летию
Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина


Визит Н.С.Хрущева в Бухарест, июнь 1962 г. Рядом: Георге Георгиу-Деж (Gheorghiu-Dej) (1901-65),
румынский партийный и государственный деятель, генеральный секретарь ЦК КП Румынии, 1950-е гг


Визит Н.С.Хрущева в Бухарест (Румыния). Митинг на стадионе, июнь 1962 г


Визит Н.С.Хрущева в Бухарест, июнь 1962 г. Справа: Георге Георгиу-Деж


Визит Н.С.Хрущева в Бухарест, июнь 1962 г.


Июнь 1962. Никита Хрущев на стрельбище






Июнь 1962. Никита Хрущев на стрельбище


Выставка "30 лет МОСХа", Манеж. Анастас Микоян и депутаты Верховного Совета СССР,
Эрнст Неизвестный (крайний слева). 15.12.1962



Выставка "30 лет МОСХа", Манеж.
Анастас Микоян и Эрнст Неизвестный (в центре). 15.12.1962


Выставка "30 лет МОСХа", Манеж. 15.12.1962


Выставка "30 лет МОСХа", Манеж. 15.12.1962. В центре Н.С. Хрущев.
Слева на переднем плане скульптор Евгений Вучетич, справа - художник Владимир Серов

Посещение Хрущёвым выставки «Новая реальность» - событие, имевшее место 1 декабря 1962 года, когда Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в Манеже. Руководитель СССР подверг резкой критике их творчество, использовав нецензурные выражения. В результате событий на выставке в печати была развёрнута кампания против формализма и абстракционизма.


Посещение Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки в Манеже. 01.12.1962

Экспозиция «Новая реальность», организованная Элием Белютиным, была частью большой выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР.

Никиту Хрущёва сопровождали Михаил Суслов, Александр Шелепин и Сергей Павлов.

Хрущёв обошёл зал три раза, затем задал вопросы художникам. В частности, он спросил художников кем были их отцы, выясняя классовое происхождение. Михаил Суслов обратил внимание Хрущёва на некоторые детали картин, после чего Хрущёв начинал возмущаться, употребляя, среди прочих, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня»

Особенное негодование у Хрущёва вызвало творчество художников Ю. Соостера, В. Янкилевского и Б. Жутовского. Хрущёв потребовал запрета деятельности экспонентов:

«Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!»

Вопреки некоторым сообщениям, появившимся в западной прессе, Хрущев не срывал картин со стен. По окончании просмотра экспозиции он заявил, что советскому народу всё это не нужно.


Выставка "30 лет МОСХа", Манеж. 15.12.1962

Всякие возражения бесполезны: машины Минкульта уже выехали по первым адресам художников за картинами

Объяснение Д.А. Поликарпова было предельно простым: состоялось первое заседание Идеологической комиссии, принявшей решение включить Таганскую выставку в состав мосховской выставки (тем более что значительная часть участников уже была членами Союза) и тем самым расширить само по себе понятие соцреализма, вернув все тенденции развития советского изобразительного искусства в единое русло.

Буквально его слова: «Партия не может не прислушаться к ярко заявившей о себе тенденции развития живописи послевоенных лет. Посещение экспозиции членами Идеологической комиссии выставки формально решит назревший вопрос».

Сделанная за ночь экспозиция получила одобрение Фурцевой вместе с самыми любезными напутственными её словами. В 10 часов утра 01 декабря на пороге Манежа появился Хрущев. И первый его вопрос: «Где тут у вас праведники, где грешники?» — остался как будто незамеченным.

Гораздо существеннее было то, что около премьера выросла фигура Суслова, только что отстраненного от обязанностей спичрайтора, которые несколькими днями раньше перешли к председателю Идеологической комиссии Л.Ф. Ильичеву. Суслов же освободил место за локтем генсека секретарю Союза советских художников Владимиру Серову, известному своими сериалами картин о Ленине. Программа Суслов-Серов начала реализовываться с первых же шагов кортежа.

Первым и основным козырем Серова стали картины мастеров 20-х годов. Плохо повешенные, того хуже освещенные, они были преподнесены Хрущеву как «мазня», за которую музеи платят немыслимые деньги (трудящихся!). Недавно прошла денежная реформа, и Серов оперировал старым курсом, называя некие астрономические цены.

Никто из присутствовавших художников — Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, Мочальский — не внес поправки. Как никто не сказал премьеру, что те живописцы, которых он собирался выслать из страны и выдать им билет до границы, — Фальк, Татлин, Александр Древин, другие уже давно ушли из жизни. Громы и молнии метались над покойниками. Из живых Серов подсказал только имена молодых, стремившихся к руководству Союзом. Именно на них Хрущев начал «заводиться», раз от раза гуще пересыпая речь площадными словами.

Сегодня не только нашим, но и американским историкам стала очевидной подоплека «взрыва» Хрущева. Только что — в октябре 62-го — ему пришлось отозвать с Кубы ядерные боеголовки. В глазах партийных ортодоксов это было поражение компартии СССР и победа «гнилого Запада». Чтобы компенсировать подобный «провал», Хрущев решил взять реванш на новом витке холодной войны и идеологической реакции внутри Советского Союза.

Карибский кризис 1962 года
В октябре 1962 года мир находился всего в шаге от ядерной войны...


Выставка "30 лет МОСХа", Манеж. Никита Хрущев и депутаты Верховного Совета СССР. 15.12.1962


Выставка "30 лет МОСХа", Манеж. Справа налево: Никита Хрущев, Иван Пырьев,
Сергей Юткевич, Сергей Герасимов. 15 декабря 1962


Никита Хрущев, Микоян, Громыко, Суслов, Брежнев
на торжественном собрании, посвященном 50-летию газеты "Правда"


Дмитрий Шостакович. II-й Международный конкурс имени П. И. Чайковского


8 мая 1962. Никита Хрущев с лауреатами конкурса имени П.И.Чайковского


Народный художник СССР Сергей Герасимов


В мастерской скульптора Льва Кербеля


Кубанский хлеб. Юбилейный сноп


Кубанский хлеб.


Кубанский хлеб.


Кубанский хлеб.


Кремлевский Дворец Съездов, в буфете


Целина. Совхоз "Кустанайский". Телятница.


Целина. Совхоз "кустанайский", в птичнике


Целина. Совхоз "кустанайский", в птичнике


Бобровый питомник.


Бобровый питомник.


На речке


В школу. Новоторжский район. Калининская (Тверская) область. 1962.


В школу. Новоторжский район. Калининская (Тверская) область. 1962.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment